Ссылки для упрощенного доступа

Дорогая нефть уводит из России капиталы


Отток капитала из России в первом квартале 2012 года оказался чуть большим, чем в октябре-декабре, но на целых три четверти большим, чем в первом квартале прошлого года. Об этом свидетельствуют данные, представленные Центральным банком. При сохранении высоких цен на нефть, предупреждают эксперты, отток капитала из страны вряд ли замедлится.

Чистый отток частного капитала из России, то есть превышение его оттока над притоком в страну, в первом квартале, по предварительным данным Центрального банка, составил 35,1 млрд долларов. Это на 0,1 млрд больше, чем в четвертом квартале прошлого года, когда он оказался на том же уровне, что и в первом квартале 2009 года.

Но к уровню первого квартала прошлого года, когда отток капитала превысил его приток на 19,8 млрд долларов, в январе-марте нынешнего года он оказался больше сразу на 75%.

При этом нефть, на долю которой приходится 35% всего российского экспорта, в течение последних двух лет только дорожает, и, например, экспортная цена российской нефти только что достигла трехлетнего максимума.

Сравнение с первым кварталом прошлого года не вполне корректно, полагает главный экономист инвестиционной компании "Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов. Макроэкономическая ситуация в мире была тогда совершенно иной, на рынках было больше оптимизма, которого, впрочем, к лету заметно поубавилось, поясняет Девятов. И если в экономике США положение как-то выправляется, то в Европе ситуация остается сложной. А риски глобальной экономики немедленно отражаются на всех развивающихся странах, отсюда и отток капиталов из России. "К этому следует добавить и неопределенность внутриполитической ситуации в России, отчасти – протесты, отчасти – результаты недавних выборов. Дело в том, что движение капитала – своего рода барометр настроений бизнеса, того, как бизнес представляет себе перспективы российской экономики", – считает Алексей Девятов.

В течение первого квартала нынешнего года валютные резервы, которые население России хранит где-то у себя, впервые за период с лета 2009 года увеличились, замечает главный экономист по России и странам СНГ британского банка HSBC Александр Морозов. После укрепления российской валюты, которое наблюдалось в первом квартале, люди могли почувствовать, что рубль оказался слишком "сильным", учитывая все существующие опасения по поводу ближайших перспектив развития мировой экономики. "Мы также ожидаем ослабления рубля до конца года, – продолжает Александр Морозов, – и в этом смысле поведение населения вполне логично".

С начала 2010 года, то есть за последние 9 кварталов, чистый приток капитала в Россию за квартал отмечался лишь однажды – во втором квартале 2010 года, когда он превысил отток на 3,7 млрд долларов. Этому предшествовало заметное снижение цен на нефть. После чего они только росли, но отток капитала из России неизменно оказывался большим, чем его приток в страну. Как в целом соотносятся динамика мировых цен на нефть, главного экспортного товара России, и динамика притока/оттока частного капитала в стране?

Некой прямой связи здесь не существует, отмечает Алексей Девятов. До кризиса, например, в 2007 году, в стране отмечался немалый приток капитала – на фоне уже довольно высоких цен на нефть. Но тогда экономика России быстро росла, и инвесторы надеялись на продолжение этого роста, поддерживаемого, кстати, ценами на нефть. Сегодня же, на фоне рисков в мировой экономике, и перспективы России их уже не вдохновляют. "В такой ситуации высокие цены на нефть, скорее, определяют не столько приток капитала в страну, сколько его отток: чем дороже нефть, тем больше отток капитала", – полагает Алексей Девятов.

По оценкам российского подразделения голландского банка ING, которые приводит газета "Коммерсантъ", темпы роста российского экспорта в первые три месяца нынешнего года замедлились почти в 1,5 раза к уровню октября-ноября. Если предположить, что подобная его динамика сохранится в ближайшие месяцы, в какой степени это может отразиться на динамике притока/оттока частного капитала в России?

Физические объемы российского экспорта, то есть в штуках или тоннах, почти не влияют на его общую динамику, так как они почти не меняются в последние годы из-за особенностей самой его структуры, поясняет Александр Морозов. Две трети экспорта России составляют энергоносители, но расширять их добычу или вывоз она просто физически не в состоянии.

"Поэтому общую динамику российского экспорта определяет в основном фактор цены, – продолжает Александр Морозов. – И если цены на энергоресурсы останутся до конца года высокими или будут расти, это, при прочих равных условиях, будет лишь способствовать дополнительному оттоку капитала из России".
XS
SM
MD
LG