Ссылки для упрощенного доступа

Президентское милосердие споткнулось о Ходорковского


Михаил Ходорковский не просит о милости...
Михаил Ходорковский не просит о милости...
Президент России не помилует Михаила Ходорковского без его прошения и публичного раскаяния. Это стало понятным после того, как Дмитрий Медведев отверг экспертное заключение об институте помилования, переданное ему президентским Советом по правам человека. Эксперты утверждали, что помилование возможно и без просьбы осужденного.

Доклад "Экспертное заключение о правовом смысле института помилования" Совету по правам человека подготовили для передачи президенту ведущие независимые юристы и специалисты под руководством судьи Конституционного суда в отставке Анатолия Кононова. Ранее Кононов возглавлял комиссию Президиума верховного суда РСФСР по помилованию. В докладе специалисты напомнили президенту, что он вправе помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него ходатайства. Однако Дмитрий Медведев с таким заключением не согласился. Глава государства указал, что не понимает, почему должен миловать человека, который об этом не просил, – сообщил глава совета по правам человека при президенте Михаил Федотов.

Одна из составителей экспертного заключения, юрист Елена Лукьянова объясняет, на чем основывались десять докторов наук, крупнейших юристов, обратившихся к президенту:

– В заключении тем, кто этого не знал, были разъяснены совершенно очевидные вещи: есть два разных права в Конституции – миловать и просить о помиловании. У них разные субъекты и разные процедуры. Та, которая прописана в указе президента о помиловании (Указ Владимира Путина от 28 декабря 2001 года, специально посвященный вопросам помилования, "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" и утвержденное им "Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации". – РС), относится к праву быть помилованным и просить о помиловании, но не к праву президента миловать, – напоминает Лукьянова.

Представители Совета по правам человека передали президенту экспертное заключение 15 марта. За месяц до этого Медведев получил от правозащитников еще один документ – так называемый список политзаключенных, который главе Совета Михаилу Федотову передали участники митингов "За честные выборы". И хотя президент поручил Генеральной прокуратуре до 2 апреля проверить законность приговоров 32 заключенным, которых правозащитники и оппозиционеры считают политическими, и поручение было выполнено – о результатах проверки до сих пор не сообщается.

В отрицательной резолюции не указывается причина, почему президент отказался воспользоваться своим конституционным правом помилования заключенных. Юрист Елена Лукьянова опирается на то, что заявил Медведев на прошлой встрече с представителями оппозиции:

– Он сказал, что отлично понимает, что для помилования ничего не надо. Но, к сожалению, в России сложилась такая правовая традиция, противоречащая Конституции! Любой нормальный юрист в такой ситуации должен был сделать все, чтобы сломать антиконституционную традицию. Он добровольно отказался от того полномочия, которое предоставляется ему Конституцией, – сказала Елена Лукьянова. Она делает вывод, что у президента не было иной причины, "кроме той, что внутри Кремля, за кремлевскими стенами".

Юрист, в прошлом народный депутат РСФСР Юрий Лучинский рассказал РС, что на самом деле политическая традиция совсем иная, чем мыслит себе президент:

– Институт помилования даже при жесткой советской системе отлично работал! В начале девяностых, уже при Ельцине, Управлением по помилованию, которое сначала было при Президиуме Верховного Совета, а потом при президенте Ельцине, обрабатывалось около 50-ти тысяч дел. Не все они удовлетворялись, но и это было.

Лучинский напомнил: по закону ходатайство необязательно подразумевает обращение самого заключенного. Ходатайство может быть подано общественной организацией, - говорит юрист.

В списке неправосудно осужденных, по мнению правозащитников, бывшие руководители ЮКОСа и "Менатеп" Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Как заявляли в Совете по правам человека, именно с ними напрямую связана просьба Совета по правам человека о пересмотре процедуры помилования. И именно из-за Ходорковского, по сведениям газеты "Известия", Дмитрий Медведев отказался ее пересмотреть. Президент, сказал источник издания, не изменил свою позицию и считает, что Ходорковский должен обратиться к нему с прошением о помиловании. Сами Ходорковский и Лебедев, осужденные по уголовным делам, до сих пор не признают своей вины, поэтому раскаиваться и подавать ходатайство не намерены. Политолог Марк Урнов также уверен, что Медведев отказал правозащитникам, в первую очередь, из-за Ходорковского:

– Это решение демонстрирует зависимость Медведева от Путина и его группы. Им просто не хочется выпускать Ходорковского и Лебедева. В Кремле их боятся, и чем больше сидит Ходорковский, тем больше его боятся. Посадили, думали, что сломают, что все про него забудут, а он все больше и больше превращается в граждански значимую фигуру, становится символом. Поэтому Медведев провозглашает, что в общем-то надо бы…Но как только дело доходит до реальных действий, тормозит. Потому что не является настоящим политиком, решение принимает Путин. А Путин Ходорковского ненавидит и боится, – уверен политолог.

Отказ Медведева пересмотреть принципы института помилования не оставляет надежды другим заключенным из списка правозащитников, – говорят эксперты. Совет по правам человека, передавший президенту заключение, в апреле проведет последнее заседание с действующим главой государства. Правозащитники вновь, до истечения полномочий Дмитрия Медведева, намерены поднять вопрос о неправосудно осужденных, среди которых Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, Сергей Магнитский, погибший в СИЗО, Таисия Осипова и многие другие.
XS
SM
MD
LG