Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – о том, почему Россия не нервничает из-за понижения цен на нефть


Цены на нефть понизятся. Надолго?
Цены на нефть понизятся. Надолго?
Россия спокойно относится к намерениям Соединенных Штатов и некоторых других стран воспользоваться своими нефтяными резервами для снижения цен на топливо. Но может ли это решение заметно повлиять на конъюнктуру мирового топливного рынка?

Власти Соединенных Штатов, как и некоторых других развитых стран, в частности, Великобритании, рассматривают возможность использования своих стратегических резервов нефти для стабилизации топливного рынка. Россия, для которой высокие нефтяные цены остаются одним из основных источников пополнения бюджета, ничего страшного в этом не видит.

Как заявил министр энергетики страны Сергей Шматко, правительство ведет комплексный анализ всех возможных ситуаций, а потому соответствующие сценарии в социально-экономическом прогнозе развития экономики уже учтены. Спокойствие российского чиновника разделяют и эксперты – по словам руководителя аналитического отдела инвестиционной компании "Универ Капитал" Дмитрия Александрова, сейчас тем же Соединенным Штатам нет никакого смысла вскрывать свои резервы:

– Ситуация к этому не располагает. Эти заявления похожи на словесные интервенции, хотя они не исключают и реального распечатывания запасов. Мы видим, что цены на эти заявления слабо, но все-таки реагируют. Например, североморская нефть Brent, которая стоила 126 долларов за баррель, теперь стоит 122 доллара.

Старший аналитик "Газпром банка" Александр Назаров, в свою очередь, также допускает, что американские власти все-таки могут выбросить на рынок нефть из своих стратегических запасов. Однако, по его словам, это может оказать лишь кратковременное влияние на конъюнктуру цен:

– Это пресловутое распечатывание резервов возможно. Но я уверен, что принимающие решения люди понимают: экстренные меры вызывают экстренные последствия, которые долго не продлятся. Год назад свои резервы распечатал Международное энергетическое агентство, которое в течение двух месяцев продавало часть своих запасов на свободном рынке. Тогда цена уменьшилась только на пару дней после объявления о самом факте распечатывания резервов.

– Сколь значительными могут оказаться масштабы снижение мировых цен на нефть в случае использования ее резервов?

– Надо учитывать текущее состояние финансовых рынков, когда нефть стала скорее уже не сырьем, а одним из финансовых активов. Конечно, факт распечатывания резервов, скорее всего, будет встречен экстренным понижением цены на нефть – возможно, на 10 и даже на 20 процентов. Но следует понимать, что это продлится недолго, и как только продажи из этих запасов закончатся, цены вполне могут вернуться на текущие уровни.

В целом, как считают эксперты, сейчас на мировой нефтяной рынок гораздо большее влияние оказывают иные факторы, чем заявления развитых стран о возможном использовании своих стратегических нефтяных резервов. Но они, по словам Дмитрия Александрова из "Универ Капитала", и так толкают цены вниз:

– Сейчас мы видим относительную нормализацию ситуации в Сирии – это, на мой взгляд, один из факторов, способствующих сегодня снижению цены нефти. Однако ситуация в Северной Африке остается равномерно нестабильной, в Ливии, по крайней мере. Поэтому достигнутые ценовые уровни по нефти являются более или менее адекватными. Если на этом фоне мы увидим сезонное весеннее снижение цен, это будет нормальным явлением – на мой взгляд, на ближайшие несколько месяцев мы можем ожидать коридор от 112 до 125 долларов за баррель.

Схожее мнение и у аналитика "Газпром банка" Александра Назарова. Он также считает, что относительная стабилизация политической ситуации в Северной Африке и, особенно, вокруг Ирана, способствует снижению цен на нефть.

Геополитические факторы, по мнению руководителя аналитического отдела инвестиционной компании "Универ Капитал" Дмитрия Александрова, и в дальнейшем будут определяющими в формировании мировых нефтяных цен. Кроме того, по его словам, определенную роль сыграет и сезонность:

Дальше на рынке все будет определяться тем, как будет развиваться ситуация в Сирии, а также вокруг иранской проблемы. Последняя тема сегодня несколько забыта, однако она может очень легко подняться вновь. И следующий фактор, который будет играть роль скорее для западно-техасской нефти WTI, – это активизация автомобильного туризма в Европе и США.

Согласно прогнозу правительства России, средняя цена российской нефти Urals по итогам текущего года составит около 100 долларов за баррель. За два первых же месяца ее котировки оказались выше этого расчетного показателя почти на 15 процентов.
XS
SM
MD
LG