Ссылки для упрощенного доступа

Молдавский учебник как альтернатива истории


Учебник истории в Молдавии
Учебник истории в Молдавии

Оживленную общественную дискуссию в Молдавии вызвало решение Министерства образования о возвращении после пятилетнего перерыва в школьный курс предмета "История румын и всемирная история".

Подход, при котором молдавская национальная идентичность в значительной мере отождествлялась с румынской, стал официально принятым в Кишиневе после распада Советского Союза. Однако затем к власти в стране вернулись коммунисты, и в школах преподавали курс так называемой интегрированной истории. После победы на выборах 2009 года праволиберальной коалиции ситуация снова изменилась: появилось новые названия учебников, разгорелись новые споры о толковании истории. Говорит преподаватель Кишиневского государственного университета, член комиссии историков по реформированию образования Игорь Кашу:

– С 1990 года учебники по истории, которые мы внедрили, назывались "История румын", и они просуществовали до 2006 года. После продолжительных дискуссий содержание книг радикально изменилось. Например, 1812-ый год – аннексия Бессарабии Российской империей - в новой интерпретации был назван воссоединением с Россией, а 1918 год – не воссоединением с Румынией, а румынской оккупацией. Соответственно, 1940 год – не советская оккупация, а освобождение. И так далее. Конечно, новое проевропейское правительство было обязано изменить эту логику. И это не пропаганда, просто акцент ставится на общем культурном билингвистическом, скажем так, пространстве. Это очень чувствительный момент, и поэтому Министерство образования решило создать рабочую группу из 25 историков, чтобы в дискуссиях прийти к решению: что делать дальше. Сколько предметов вводить по истории? По истории национальной, и отдельно - по всеобщей? Это был первый вопрос. Второй вопрос: это будет один предмет или два? Решили, что будет один предмет – и национальная, и всеобщая история. И по второму пункту, по названию, решили, что это будет история румын и всеобщая история. Все это не значит, что мы за воссоединение с Румынией, - поясняет Игорь Кашу.

В средние века большая часть территории нынешней Молдавии входила в состав княжества Молдова, как считается, одного из двух, наряду с княжеством Валахия, исторических центров формирования румынского государства. В 1812 году Молдову разделили Османская и Российская империи, Бессарабия стала российской провинцией. В 1940 году республика Молдавия окончательно была сформирована в составе Советского Союза в своих нынешних границах. Говорит историк, бывший депутат парламента Молдавии и вице-премьер в правительстве республики Виктор Степанюк:

– Курс "Истории румын" был внедрен в республике еще до распада СССР. И он не воспринимается большими слоями населения, частью интеллигенции, некоторыми политическими силами и национальными меньшинствами в стране. Поэтому после 2001 года, когда коммунисты пришли к власти, от этого курса истории решили избавиться. Конечно, мы изучили практику многих европейских стран, где читается интегрированный курс истории, где национальная история страны изучается параллельно с всемирной историей. Мы считаем, что такой курс является компромиссом для нашей республики, поэтому в течение 2002-2009 года были изданы соответствующие учебники.

А вот нынешние власти отказались от курса интегрированной истории под разными предлогами. И интерес в этом – сугубо идеологический, политический: в Молдавии есть силы, которые ратуют за румынизацию республики и не признают молдавскую идентичность. Мы видим здесь политический акт, давление и на учительство, и на систему образования. В свое время я лично предлагал провести референдум по этому вопросу. Нынешняя же власть как бы говорит об интегрированном курсе истории, но все равно на обложках учебников будет написано: "история румын" и "всемирная история". Здесь игнорируется факт, что территория современной Молдовы 500 лет входила в состав Молдавского княжества, самостоятельного или полусамостоятельного государства, игнорируется факт, что большую часть населения страны – 76 процентов, по последней переписи населения, составляют молдаване. Не учитывается то, что 21 процент – это национальные меньшинства, в том числе украинцы, русские, гагаузы, болгары, евреи и так далее. И игнорируется то, что на территории Молдавии только 2-4 процента населения считают себя румынами.

– В рамках той исторической концепции, которую вы описали, как соотносятся молдавский и румынский народ?

– Молдавский и румынский народы, безусловно, сегодня являются двумя разными народами. Два соседних государства - Валахия и Молдова - развивались отдельно около 500 лет. И хотя и язык, и культура, и многие характеристики идентичности совпадают, есть и разница. Самое главное, что молдавский народ имел свое государство. XIX век оказался сложным для Молдовы, потому что страна была разделена. Сначала в конце XVIII века была отнята Буковина, присоединена к Австрийской империи, потом, в 1812 году, Молдова была разделена между Османской и Российской империями. Восточная Молдова попала в состав России, а западная Молдавия после этого объединилась с Цара Руманяска, и было создано современное государство Румыния. Молдаване, которые жили в восточной Молдове, за Прутом, не участвовали в создании этого румынского государства. Именно здесь сохранился, несмотря на русификацию этой территории, молдавский этнос. Так или иначе, мы видим, что это два отдельных народа.

– Может быть, есть смысл изучать не историю молдавского народа, а историю молдавской государственности – той территории, на которой сейчас находится Молдавия?

– Вы абсолютно правы. Мы и не предлагаем изучать историю молдавского народа. Они предлагают историю румын, а мы – вариант изучения истории Молдавии с древних времен.

– А как быть с языковым сходством? Есть ведь версия о том, что молдавский язык, на самом деле - румынский, в политических интересах получивший новое название.

– Это один и тот же язык. Наши книжники в средние века большей частью называли его молдавским, только некоторые их них – румынским. У нас в конституции он записан как молдавский, поскольку был традиционно основным на территории страны. Но надо признать, что с XIX века этот язык для молдаван, трансильванцев и румын является общим. И в свое время молдавский господарь и ученый Димитрий Кантемир утверждал, что молдаване и румыны говорят на одном и том же языке, и если бы не постоянное противостояние между ними, румыны давно бы признали, что молдавский язык чище и красивее. Это знаменитая фраза ученого с европейским именем. Я не думаю, что у нас название языка – самая большая проблема. Самая большая проблема все-таки – искоренение национальной идентичности. Я вижу здесь ту же самую проблему, которую испытывали в свое время австрийцы с Германией. Австрийское государство благополучно тем не менее существует, существует идентичность австрийская и так далее, а немецкий язык является общим.

– Чем может закончиться вся эта история? Какие учебники будут приняты, и кем будут считать себя дети из Молдавии после окончания школы – молдаванами или румынами?

– После окончания школы с такими учебниками детям будет очень сложно. Потому что дома родители будут называть их молдаванами, а они начнут получать в школе другую идентичность. Это очень опасно, и создает дискомфорт в обществе, между родителями и детьми. Я это заметил и как школьный учитель, и как бывший директор школы. Уже сегодня есть молодежь, которая задает себе вопрос: если мы румыны, то зачем нам второе румынское государство – Молдавия, коли у нас есть первое?

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым".

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG