Две тысячи человек замерзают в военном городке Наро-Фоминск-11, расположенном в Боровском районе Калужской области. Местная жительница Мария Дураченко в отчаянии:
Сейчас городок по отоплению замерзает!
Три года назад Министерство обороны избавилось от городка, передав его обслуживание гражданским организациям. Но Наро-Фоминск-11 за это время так и не получил никакого официального статуса. На официальные запросы власти Наро-Фоминского района Московской области отвечают: такой населенный пункт у них не числится, и ни к какому муниципалитету он не относится. Аналогичный ответ дают и в соседнем Боровском районе Калужской области: официально такого городка нет. А две тысячи людей между тем в нем живут: это семьи действующих и отставных офицеров воинской части воздушно-космической обороны, которая тут же – за забором. Отплыв от военного берега, но, не прибившись к гражданскому, городок испытывает жуткие проблемы. И главная из них коммунальная. Активистка Мария Дураченко ведет меня по квартирам. Пенсионерка Анна Путь открывает нам дверь, укутанная в несколько платков:
Холодно, видите, как нас отапливают. Батареи холодные, даже окна мерзнут. Пройдите в большую комнату, и посмотрите, проходите, проходите!
То же самое и в квартире Любови Кузнецовой:
Невозможно! Трубы, во-первых, все голые. В доме холодно. Мы то платим круглый год, круглый год платим за отопление.
В квартире Татьяны Лапшиной ситуация с отоплением не лучше. Она говорит и о других проблемах военного городка:
Подъезды не убираются, отопления почти никакого нету. Вода сейчас лучше, видите, фильтр стоит за ведром, то была черная, сейчас получше. Но предупреждали, что ее пить нельзя, только кипяченую.
В подъездах домов стоит отвратительных запах. Моя провожатая Марина Дураченко комментирует:
Сейчас дом затоплен канализацией. Вы наверное обратили внимание на запах – свежак!
Энергоснабжение военного городка Наро-Фоминск-11 тоже оставляет желать лучшего. Вот что произошло в квартире майора в отставке Митрофана Дураченко:
В квартире вспыхнул свет, напряжение скакнуло, и погорело все, что было включено в розетку – ресивер, плейер, два телевизора, принтер. На 40 с лишним тысяч погорело аппаратуры.
Куда только не обращался бывший майор, пытался выяснить, кто должен нести ответственность за произошедшее, но виноватых, разумеется, нет. Чтобы выяснить, почему в квартирах военного городка холодно, отправляюсь к домуправу Владимиру Степюку. Тот сидит в своем кабинете в свитере, бушлате и шапке. Отопления в его рабочем помещении нет совсем. На вопрос почему, отвечает так:
Потому что зима на улице, вы ж знаете.
Затем Владимир Степюк показывает мне огромную переписку с вышестоящим военным и гражданским начальством. В двух словах суть ее сводится к тому, что домуправ жалуется на катастрофическое положение коммунального хозяйства, а начальство отвечает, что денег нет. В этот момент в кабинет домуправа входит начальник котельной городка Людмила Винкова. Я ее спрашиваю, почему городок замерзает:
Котельная у нас старая, 49 лет котельной, капитального ремонта нет и не предвидится. Никаких сдвигов нет. Насосная работает слабо, потому что в ней тоже все старое, ничего не заменено. Утечка воды постоянно идет.
На мой вопрос, кто в этом виноват, начальник котельной отвечает так:
Я наверное, потому что плохо требую. Но как мне отвечают вышестоящие – у нас нет средств. И ничего лучшего не предвидится, насколько я понимаю.
А внешне городок выглядит неплохо – аккуратные дворы, дороги расчищены, в одном из дворов солодаты заливают хоккейную площадку. Вот так и живут офицеры российской армии в Калужской области. Элита. Космические войска.