Ссылки для упрощенного доступа

Политический больничный Антона Голицына


Антон Голицын, главный редактор ярославской телекомпании "НТМ": "Мы не оплот свободы слова и не знамя революции. Но..."
Антон Голицын, главный редактор ярославской телекомпании "НТМ": "Мы не оплот свободы слова и не знамя революции. Но..."
Хит сети - открытое письмо главного редактора ярославской телекомпании, традиционно проявляющей лояльность к действующей федеральной и региональной власти: "В путинско-якушевском шабаше я участвовать не буду".

Дорогие друзья! Я заболел. С сегодняшнего дня я как главный редактор телекомпании и ведущий ухожу на больничный - до 4 марта. Или до 18, как уж там выйдет.

Сообщение о, в общем-то, рядовом - хотя бы по меркам Трудового кодекса - событии, появившееся на "Фэйсбук"-странице главного редактора ярославской телекомпании НТМ Антона Голицына, за сутки с небольшим собрало около полутора тысяч "лайков" и 500 перепостов в других сетевых дневниках. Дело, скорее всего - в диагнозе, который поставил себе главный редактор, автор постинга "Еще пара слов про выборы":

Диагноз прост. Мне стыдно. Это, наверное, смешно звучит от сотрудника телевидения. Я знаю, что подумает большинство из читателей этого текста - как может быть стыдно проститутке? Да, совести в нормальном человеческом понимании, в христианском понимании этого слова, у меня может быть, и нет. Но стыд у меня остался. И мне стыдно сегодня выходить на работу. На такую работу.

- На самом деле, я не ожидал большой реакции на письмо, - говорит Антон Голицын в интервью Радио Свобода. - Мою страницу в "Фэйсбуке" до этого читало человек 10-15. Все, что написано - не более, чем эмоциональный выплеск, реакция на происходящее на наших выборах.

- Что так потрясло вас?

- Мне не так просто говорить обо всём об этом... Как журналист, я понимаю, что не могу говорить вещи, которые не могу доказать. Никого не хочу обвинять в давлении на меня... Я бы высказался так: поводом для моего ухода на больничный стала ситуация на выборах мэра Ярославля. Как мне кажется, они проходят с многочисленными нарушениями закона.

Когда начиналась кампания, казалось: ну уж здесь-то, на местном уровне, после 4 декабря пройдут нормальные, более-менее честные выборы. Так подумали многие люди, в том числе и те, кто связан с политикой. Изначально было около десяти кандидатов на пост мэра Ярославля. Шли люди достаточно серьезные, известные, представляющие разные слои общества Ярославля - и предприниматели, и от политических партий. Но этот праздник очень быстро кончился. Пятерых кандидатов фактически сняли с кампании. Избирательная комиссия провела очень жесткую проверку подписных листов – с использованием ГАС "Выборы", с привлечением экспертов МВД, графологов и прочая, и прочая. Ссылаясь на систему "Выборы", кандидатам сказали: "Таких-то и таких-то людей, ставивших подписи в вашу поддержку, не существует, вы их выдумали". Хотя потом кандидаты мне говорили: "Мы нашли этих людей, они живут по таким-то адресам, у них есть паспорта, они готовы прийти и рассказать, как всё было". Понятно, что невозможно найти всех, кто ставил подписи, за тот короткий период, в который можно обжаловать решение по суду. Два кандидата обжаловали - и всё равно проиграли. Это один момент.

Другой момент - как мне кажется, в кампании за кандидата, которого поддерживает власть, используется административный ресурс. Это начиналось со сбора подписей - по крайней мере, об этом много говорили в Ярославле, - и продолжается при ведении избирательной кампании. В ярославских телевизионных новостях сейчас существует только один кандидат - Яков Якушев. Других кандидатов там нет.

До недавнего времени на нашем канале присутствовал еще один кандидат - его основной соперник Евгений Урлашов. Теперь он в новостях и программах отсутствует. Видимо, он почему-то потерял интерес к приходу на наш канал. Урлашов оппонировал действующей городской власти - прежде всего, нынешнему мэру Виктору Волончунасу, который находится на своем посту более двадцати лет; сейчас он на выборы не идет…

<...> Сегодня вы снимаете с эфира мои программы. Вы убираете какого-то кандидата Урлашова из эфира. Вы думаете, что я слишком хорошо на него работаю. Возможно. Но вы-то великие люди. У вас неограниченные деньги и сотни подчиненных. Работайте лучше, чем я. На вас я сегодня работать не буду - ни за деньги, ни за должности, ни за страх. Вы мне не просто противны, вы мне неинтересны. Пусть ваши подчиненные разворовывают ваши миллионные выборные бюджеты, я в этом не участвую.
Вы проср.ли выборы мэра Ярославля. Когда вы это поняли, вы начали зачищать кандидатов. Пятерых зачистили, шестого не успели. Теперь вы решили зачистить СМИ. Для вас это какая-то там телекомпания НТМ. Для меня это семьдесят живых людей.
Мне наплевать, что вы сделаете с кандидатом Урлашовым. Подбрасывайте ему наркотики, сажайте, снимайте с выборов, мочите на вашем любимом Городском телеканале. Сейчас ваше меню обширно и разнообразно. Мне плевать на Урлашова. У него, я думаю, все будет хорошо. Лучше, чем было до начала этой кампании. Все плохо у вас. Вы не можете управлять. Вы не можете побеждать честно. Вы не умеете бороться. Вы умеете только пресмыкаться перед вышестоящими, воровать, мочить и давить. Вы не умеете работать - в этом ваша самая большая беда.
Для вас есть только две точки зрения: ваша и неправильная. <...>


В журналистике Антон Голицын - с конца девяностых, на телевидении - с начала нулевых. Главным редактором телекомпании Голицын стал в 2006 году. Казалось бы, должен был привыкнуть:

- Четыре-пять кампаний успел провести. Раньше всё было практически так же. Сейчас, скорее, сработал эффект критической массы... Но после декабрьских выборов - вернусь к ним - появилась надежда на обновление, улучшение, надежда на то, что власть начнет себя вести по-другому, в том числе и в информационной сфере. Мне показалось, что те механизмы, которые использовались властью раньше, уже не работают, что надо работать по-другому. И если в Ярославской области "Единая Россия" на выборах-2011 набрала 29 процентов, показав один из худших результатов по стране, то – подумал я – власть задумается, что она что-то делала не так, и начнет поступать по-другому. К сожалению, никаких уроков из 4 декабря власть не извлекла и сейчас пытается выиграть выборы мэра Ярославля теми же методами.

- Вы сами ближе к людям с Болотной или к людям с Поклонной?

- С Болотной. Я там был даже, на первом митинге 10 декабря - был в Москве и оказался на Болотной площади.

Вы решили, что вы поставите в Ярославле такого мэра, какого хотите вы. И не остановитесь ни перед чем. Вы думаете, что мы, люди, живущие в городе Ярославле - быдло. Что вы можете нами манипулировать так, как вы хотите. Что мы не можем ничего решить. Что наших мозгов не хватит, чтобы выбрать лучшего. <...> Нет. У каждого, кто живет в нашем городе, есть свои интересы. Свои личные интересы. Представьте, не только у вас есть дети! И не у всех детей есть такие папы, как вы.

- Звонки уже были? От коллег, от кандидатов, от представителей власти?

- Я отключил телефон. Вы - один из первых, с кем я общаюсь после публикации в "Фэйсбуке". По почте - кто-то поддерживает, кто-то говорит, что я поступил несколько опрометчиво...

– Из подчиненных многие боятся за свою судьбу?

- Да нет, люди привычны ко всему, так же, как и я. Мы не оплот свободы слова в городе Ярославле, мы не знамя революции и никогда им не были - говорю совершенно честно и откровенно. Мы всегда занимали взвешенную и, чаще всего, провластную позицию. На этом рынке невозможно по-другому. Хотите причины моего поступка? Хотя я бы не назвал это поступком...

- А поздно. Это уже он.

- Наверное, звезды так сошлись. Определенную грань где-то кто-то перешагнул... Если быть более точным, это не было давлением, наездом. Но определенный человек мне сказал, что "наверное, и в интернете не стоит писать" о том, что происходит. Человек из штаба одного из кандидатов. То есть, речь зашла о моей блогерской деятельности. Я сказал: "Может, вы мне еще в трусы залезете?" И написал.

Я не пойду на баррикады. Я не настолько ненавижу власть, насколько любит ее главный редактор искренне вашего Городского телеканала. Я не буду устраивать истерик в эфире. Хотелось бы, конечно. Но для меня семьдесят человек - живые люди. И у них могут быть другие интересы и другие ценности, чем у меня, и я к ним я отношусь с уважением. Я не хочу их подставлять. Моя позиция неидеальна, но уж какая есть.
Но в вашем путинско-якушевском шабаше я участвовать не буду. Трахайте город сами. Я запасаюсь попкорном и буду с удовольствием наблюдать, что из этого выйдет. Надеюсь, что для вас - ничего хорошего.


- Прогноз на 5 либо 19 марта. Вы закрываете больничный, возвращаетесь к трудовой деятельности в качестве главного редактора телекомпании (с больничного не уволят, незаконно) - и..?

- Я не знаю. Выйду на работу и приступлю к исполнению своих служебных обязанностей. Если это будет еще возможно, конечно.
XS
SM
MD
LG