В понедельник стало известно, что по итогам первой проверки подписных листов кандидата в президенты России Григория Явлинского в них выявлено 23 процента брака при допустимых 5 процентах. Вторая проверка будет завершена в течение нескольких дней, сообщили в Центризбиркоме. Явлинский заявил, что претензии Центризбиркома к подписям, собранным в его поддержку для регистрации кандидатом на президентских выборах, носят политический характер. Губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву будет отказано в регистрации из-за брака в подписных листах.
Владимир Кара-Мурза: Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский заявил, что его возможное снятие с президентских выборов – сугубо политическое решение, за которым стоит премьер Владимир Путин. "Принятое решение ЦИКа сугубо политическое, оно не имеет никакого отношения к сбору подписей и к их качеству". Явлинский подчеркнул, что все подписи принадлежат реальным людям, которые его поддержали. "Яблоко" могут не допустить на президентские выборы так же для того, чтобы наблюдатели от партии не могли работать на избирательных участках", – так считает кандидат. Лидер "Другой России" Эдуард Лимонов считает, что наблюдатели на этих выборах ничего не решают. Эдуард Лимонов так же считает, что Григорию Явлинскому не стоило баллотироваться на президентский пост, потому что он уже давно не занимался активной политикой. Требование о регистрации Григория Явлинского в качестве кандидата в президенты обязательно должно прозвучать на акциях оппозиции 4 февраля, считает лидер движения Демократический выбор Владимир Милов. При этом сам Эдуард Лимонов направил жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с тем, что ЦИК отказался зарегистрировать инициативную группу граждан по его выдвижению. В Страсбург направлен пакет документов, в котором содержатся неопровержимые сведения о том, как полиция мешала проведению собраний инициативной группы.
Отказ в регистрации неугодных кандидатов - эффективный фильтр в руках Кремля. Об этом мы сегодня беседуем с политиками Сергеем Иваненко, членом политкомитета партии "Яблоко", Эдуардом Лимоновым, писателем лидером незарегистрированной партии "Другая Россия" и Борисом Макаренко, политологом, председателем правления Центра политических технологий. Как вы считаете, с чем связан такой неожиданный поворот в судьбе подписей, собранных Григорием Явлинским?
Сергей Иваненко: Его полностью неожиданным назвать нельзя. Я для себя просто чисто лично оценивал вероятность того, что Явлинского зарегистрируют, пятьдесят на пятьдесят. Но думаю, что решение было принято главным образом в связи с тем, что позиции Явлинского очень укрепились после парламентских выборов, после акций протеста, и он стал реальной угрозой для Владимира Путина в том смысле, что Путин при таком составе кандидатов может не выиграть в первом туре. А второй тур для Владимира Путина – это русская рулетка. И причем не только потому, что его проиграет, а потому что всегда в современной российской истории, если есть два кандидата, то начинает бегать так называемая политическая элита, чиновники, олигархи, журналисты, губернаторы. И они начинают искать, где глубже, где интереснее, кто может выиграть. И наконец, особенность позиции Владимира Путина в том, что если второй тур, то практически любой кандидат имеет преимущество процентов 20 заранее по принципу протестного голосования. Итак, в Кремле не рискуют, в конечном итоге после длительных раздумий приняли решение снять нас с участия в президентских выборах, хотя вполне могли это сделать и ранее. Между прочим, те масштабные фальсификации, которые были 4 декабря на парламентских выборах, особенно в Москве и в Санкт-Петербурге, они в значительной мере имели цель не допустить, чтобы у "Яблока" было хотя бы 5%, потому что 5% не давало фракцию, но давало право без подписи выдвигать в президенты. Поэтому решение было задолго запланировано, а сейчас реализовано, поскольку ситуация именно такая.
Владимир Кара-Мурза: Вы будете удивлены, если Григорий Явлинский станет вашим товарищем по несчастью и не будет зарегистрирован?
Эдуард Лимонов: Я бы не хотел, чтобы кто-нибудь становился товарищем по несчастью. У меня несчастья нет на самом деле. Я с самого начала шел на конфликт с этой властью, пытаясь дойти как можно дальше по этому пути - по пути кандидатства. Я говорил, что я су голову в мясорубку, я отдаю себе отчет, у меня нет никаких иллюзий, но я дойду так далеко, как я смогу. Я согласен с тем, что решение о недопущении Явлинского до выборов было принято в последнюю минуту. Я думаю, что то же самое решение было принято и в отношении Мезенцева. Это мое личное мнение. Я думаю, что изначально власть хотела, безусловно, вызвать, она вызвала, заметьте, всех старых коней из конюшни, я имею в виду Зюганова, Жириновского, и Сергея Миронова туда можно отнести, хотя сам себя не относит, но нам виднее, я думаю. И мне казалось, что и Григория Алексеевича таким образом вызвали и захотели, чтобы он пошел. Им нужно было большое количество людей для того, чтобы действительно победить в первом туре. То есть, например, нам говорили, что у Путина рейтинг 45%, можно украсть у каждого из шести кандидатов по 1%, Чуров умеет это делать, мы знаем, вот вам и будет 51%. Вот так мне казалось. Возможно, я рассуждал слишком примитивно. Но с другой стороны, как вы можете еще посчитать, все искусство чуровское нам недоступно, оно по своей тонкости и гениальности определенной, искусство манипуляций, шарлатанство нам неизвестно. А вот, видимо, в последний момент что-то решили по-другому.
Меня единственное удивляет, что, мне кажется, Григорий Алексеевич, при всем уважении к нему, он зря пошел на эти выборы. Я не знаю, может быть угрожали, сказали: Минюст проверит вашу регистрацию. Все может быть. Мое мнение такое, что у него на этих выборах никаких шансов не было. И выборы в парламент закончились для него неуспешно, для его партии. Конечно, там были подтасовки, конечно, его обворовали, но в любом случае публика основная не знает этого. Он пользуется хорошей репутацией, куда лучшей, чем тот же Борис Немцов или еще кто-то. Григория Алексеевича считают человеком честным и, видимо, так и есть. Он сейчас не в той форме, он давно не был в политике, я подтверждаю свои слова. Когда ты долго не присутствуешь, ничего не происходит, люди начинают тебя забывать. Для выборов это плохо.
То, что вообще не надо в этих выборах участвовать ни в каком виде сейчас, при том составе, который образовался игроков на этих выборах и при совершенно несомненном факте, что, если не будет допущен Явлинский, будет семь кандидатов, которых не допустили до выборов. Меня не допустили, не допустили еще ряд людей, Черепков не смог собрать жульническое количество, абсолютно нереальное, дебильное количество - два миллиона вообще невозможно собрать. В этих выборах участвовать не надо, граждане. Не ходите на них вообще, не поддавайтесь этой дури. Одни говорят: давайте проголосуем все за Прохорова. Это все игра, в которую вас втягивают для того, чтобы вы пошли. Не надо было ходить на парламентские, не ходите на эти выборы. Я вас заклинаю, стойте вдали от этой грязной лужи.
Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете, что Григорий Явлинский, которому давали трибуну и на парламентских выборах, и сейчас он несколько раз выступал на федеральных телеканалах, вдруг оказался под угрозой отказа в регистрации?
Борис Макаренко: Вы перепутали, кому этот вопрос задавать. Его надо Чурову задавать, а не мне. Я не могу не отреагировать на то, что было сказано выше. Я за то, чтобы участвовал Григорий Алексеевич, я сам ставил подпись за него как за кандидата в президенты и хочу, чтобы он участвовал. Я никак не отношусь к числу сторонников господина Лимонова, но не имею ничего против того, чтобы и он участвовал. Но, во-первых, в 2012 году состав участников выборов в разы лучше, чем в 2004, когда был телохранитель Жириновского и дублер Зюганова, и чем в 2008 году, когда были два штатных оппозиционера Жириновский и Зюганов и клоун Богданов. Сейчас конкуренция гораздо более реальная, конечно, без Явлинского она станет немножко менее реальной. Это первое.
Второе: я не буду говорить, чего мне хочется, но вторым туром по сегодняшнему рейтингу не пахнет. Зададите вопрос, объясню, почему на парламентских выборах больше половины страны проголосовало против статус-кво, на президентских скорее всего будет по-другому, если ничего не произойдет чрезвычайного. Но участие Явлинского в гонке Путину ничем не угрожало. Ни один избиратель Явлинского за Путина голос не подаст – это совершенно точно. Он отбирал голоса не у Путина, он конкурировал с другими оппозиционными кандидатами. Я надеюсь, что у Григория Алексеевича есть шанс поучаствовать в этих выборах. Насчет того, как это сделано: два миллиона подписей по всем многочисленным буквам длиннющих законодательных актов за такие сроки собрать - вещь запредельная. Поэтому если взять увеличительное стекло немножко большего размера, то можно придираться к чему угодно в этих подписях. Я надеюсь, что у власти хватит разума увеличительное стекло применить нормально, а не выборочно.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский заявил, что его возможное снятие с президентских выборов – сугубо политическое решение, за которым стоит премьер Владимир Путин. "Принятое решение ЦИКа сугубо политическое, оно не имеет никакого отношения к сбору подписей и к их качеству". Явлинский подчеркнул, что все подписи принадлежат реальным людям, которые его поддержали. "Яблоко" могут не допустить на президентские выборы так же для того, чтобы наблюдатели от партии не могли работать на избирательных участках", – так считает кандидат. Лидер "Другой России" Эдуард Лимонов считает, что наблюдатели на этих выборах ничего не решают. Эдуард Лимонов так же считает, что Григорию Явлинскому не стоило баллотироваться на президентский пост, потому что он уже давно не занимался активной политикой. Требование о регистрации Григория Явлинского в качестве кандидата в президенты обязательно должно прозвучать на акциях оппозиции 4 февраля, считает лидер движения Демократический выбор Владимир Милов. При этом сам Эдуард Лимонов направил жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с тем, что ЦИК отказался зарегистрировать инициативную группу граждан по его выдвижению. В Страсбург направлен пакет документов, в котором содержатся неопровержимые сведения о том, как полиция мешала проведению собраний инициативной группы.
Отказ в регистрации неугодных кандидатов - эффективный фильтр в руках Кремля. Об этом мы сегодня беседуем с политиками Сергеем Иваненко, членом политкомитета партии "Яблоко", Эдуардом Лимоновым, писателем лидером незарегистрированной партии "Другая Россия" и Борисом Макаренко, политологом, председателем правления Центра политических технологий. Как вы считаете, с чем связан такой неожиданный поворот в судьбе подписей, собранных Григорием Явлинским?
Сергей Иваненко: Его полностью неожиданным назвать нельзя. Я для себя просто чисто лично оценивал вероятность того, что Явлинского зарегистрируют, пятьдесят на пятьдесят. Но думаю, что решение было принято главным образом в связи с тем, что позиции Явлинского очень укрепились после парламентских выборов, после акций протеста, и он стал реальной угрозой для Владимира Путина в том смысле, что Путин при таком составе кандидатов может не выиграть в первом туре. А второй тур для Владимира Путина – это русская рулетка. И причем не только потому, что его проиграет, а потому что всегда в современной российской истории, если есть два кандидата, то начинает бегать так называемая политическая элита, чиновники, олигархи, журналисты, губернаторы. И они начинают искать, где глубже, где интереснее, кто может выиграть. И наконец, особенность позиции Владимира Путина в том, что если второй тур, то практически любой кандидат имеет преимущество процентов 20 заранее по принципу протестного голосования. Итак, в Кремле не рискуют, в конечном итоге после длительных раздумий приняли решение снять нас с участия в президентских выборах, хотя вполне могли это сделать и ранее. Между прочим, те масштабные фальсификации, которые были 4 декабря на парламентских выборах, особенно в Москве и в Санкт-Петербурге, они в значительной мере имели цель не допустить, чтобы у "Яблока" было хотя бы 5%, потому что 5% не давало фракцию, но давало право без подписи выдвигать в президенты. Поэтому решение было задолго запланировано, а сейчас реализовано, поскольку ситуация именно такая.
Владимир Кара-Мурза: Вы будете удивлены, если Григорий Явлинский станет вашим товарищем по несчастью и не будет зарегистрирован?
Эдуард Лимонов: Я бы не хотел, чтобы кто-нибудь становился товарищем по несчастью. У меня несчастья нет на самом деле. Я с самого начала шел на конфликт с этой властью, пытаясь дойти как можно дальше по этому пути - по пути кандидатства. Я говорил, что я су голову в мясорубку, я отдаю себе отчет, у меня нет никаких иллюзий, но я дойду так далеко, как я смогу. Я согласен с тем, что решение о недопущении Явлинского до выборов было принято в последнюю минуту. Я думаю, что то же самое решение было принято и в отношении Мезенцева. Это мое личное мнение. Я думаю, что изначально власть хотела, безусловно, вызвать, она вызвала, заметьте, всех старых коней из конюшни, я имею в виду Зюганова, Жириновского, и Сергея Миронова туда можно отнести, хотя сам себя не относит, но нам виднее, я думаю. И мне казалось, что и Григория Алексеевича таким образом вызвали и захотели, чтобы он пошел. Им нужно было большое количество людей для того, чтобы действительно победить в первом туре. То есть, например, нам говорили, что у Путина рейтинг 45%, можно украсть у каждого из шести кандидатов по 1%, Чуров умеет это делать, мы знаем, вот вам и будет 51%. Вот так мне казалось. Возможно, я рассуждал слишком примитивно. Но с другой стороны, как вы можете еще посчитать, все искусство чуровское нам недоступно, оно по своей тонкости и гениальности определенной, искусство манипуляций, шарлатанство нам неизвестно. А вот, видимо, в последний момент что-то решили по-другому.
Меня единственное удивляет, что, мне кажется, Григорий Алексеевич, при всем уважении к нему, он зря пошел на эти выборы. Я не знаю, может быть угрожали, сказали: Минюст проверит вашу регистрацию. Все может быть. Мое мнение такое, что у него на этих выборах никаких шансов не было. И выборы в парламент закончились для него неуспешно, для его партии. Конечно, там были подтасовки, конечно, его обворовали, но в любом случае публика основная не знает этого. Он пользуется хорошей репутацией, куда лучшей, чем тот же Борис Немцов или еще кто-то. Григория Алексеевича считают человеком честным и, видимо, так и есть. Он сейчас не в той форме, он давно не был в политике, я подтверждаю свои слова. Когда ты долго не присутствуешь, ничего не происходит, люди начинают тебя забывать. Для выборов это плохо.
То, что вообще не надо в этих выборах участвовать ни в каком виде сейчас, при том составе, который образовался игроков на этих выборах и при совершенно несомненном факте, что, если не будет допущен Явлинский, будет семь кандидатов, которых не допустили до выборов. Меня не допустили, не допустили еще ряд людей, Черепков не смог собрать жульническое количество, абсолютно нереальное, дебильное количество - два миллиона вообще невозможно собрать. В этих выборах участвовать не надо, граждане. Не ходите на них вообще, не поддавайтесь этой дури. Одни говорят: давайте проголосуем все за Прохорова. Это все игра, в которую вас втягивают для того, чтобы вы пошли. Не надо было ходить на парламентские, не ходите на эти выборы. Я вас заклинаю, стойте вдали от этой грязной лужи.
Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете, что Григорий Явлинский, которому давали трибуну и на парламентских выборах, и сейчас он несколько раз выступал на федеральных телеканалах, вдруг оказался под угрозой отказа в регистрации?
Борис Макаренко: Вы перепутали, кому этот вопрос задавать. Его надо Чурову задавать, а не мне. Я не могу не отреагировать на то, что было сказано выше. Я за то, чтобы участвовал Григорий Алексеевич, я сам ставил подпись за него как за кандидата в президенты и хочу, чтобы он участвовал. Я никак не отношусь к числу сторонников господина Лимонова, но не имею ничего против того, чтобы и он участвовал. Но, во-первых, в 2012 году состав участников выборов в разы лучше, чем в 2004, когда был телохранитель Жириновского и дублер Зюганова, и чем в 2008 году, когда были два штатных оппозиционера Жириновский и Зюганов и клоун Богданов. Сейчас конкуренция гораздо более реальная, конечно, без Явлинского она станет немножко менее реальной. Это первое.
Второе: я не буду говорить, чего мне хочется, но вторым туром по сегодняшнему рейтингу не пахнет. Зададите вопрос, объясню, почему на парламентских выборах больше половины страны проголосовало против статус-кво, на президентских скорее всего будет по-другому, если ничего не произойдет чрезвычайного. Но участие Явлинского в гонке Путину ничем не угрожало. Ни один избиратель Явлинского за Путина голос не подаст – это совершенно точно. Он отбирал голоса не у Путина, он конкурировал с другими оппозиционными кандидатами. Я надеюсь, что у Григория Алексеевича есть шанс поучаствовать в этих выборах. Насчет того, как это сделано: два миллиона подписей по всем многочисленным буквам длиннющих законодательных актов за такие сроки собрать - вещь запредельная. Поэтому если взять увеличительное стекло немножко большего размера, то можно придираться к чему угодно в этих подписях. Я надеюсь, что у власти хватит разума увеличительное стекло применить нормально, а не выборочно.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.