Ссылки для упрощенного доступа

Россия в сравнении с Сирией


Заместитель генерального директора HRW Кэрол Богерт во время московской пресс-конференции, посвященной презентации очередного ежегодного доклада правозащитников.
Заместитель генерального директора HRW Кэрол Богерт во время московской пресс-конференции, посвященной презентации очередного ежегодного доклада правозащитников.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире. Основное место в нем занимает анализ событий на Ближнем Востоке. В части документа, посвященной России, Human Rights Watch высказывает озабоченность в связи с прошедшими парламентскими выборами. Но особенно обеспокоена организация несоблюдением прав человека на Северном Кавказе.

"Арабская весна" стала ключевым событием 2011 года, – заявили правозащитники Human Rights Watch, представляя в Москве свой ежегодный доклад. Заместитель генерального директора HRW Кэрол Богерт обращает внимание на то, что "США и Евросоюз слишком долго не хотели отворачиваться, к примеру, от египетского президента Хосни Мубарака, в котором они видели гаранта реальной стабильности, и сделали это только тогда, когда его судьба уже была решена". Таким образом, считает Кэрол Богерт, Москва, до последнего поддерживая режим сирийского президента Башара Асада, рискует наступить на те же грабли:

– Режим Башара Асада жестоко подавляет протестные настроения в собственной стране. За десять месяцев, по оценке ООН, были убиты 5 тысяч человек. Нами собраны свидетельства перебежчиков, которые утверждают, что им прямо приказывали расстреливать безоружных демонстрантов. Десятки тысяч людей задержаны без обвинений. Но в Москве говорят, что насилие имеет место с обеих сторон. Действительно, после месяцев репрессий, некоторые поднимаются с оружием в руках. Какой бы ни была сегодня ситуация с применением насилия оппозицией, это не может служить оправданием насилия по отношению к народу. Оппозиция вооружается и из-за того, что не видно выхода из этой ситуации… – сказала Кэрол Богерт.

По ее словам, ситуацию в Сирии уже не урегулировать без международного вмешательства; Башар Асад и его команда должны быть наказаны за преступления против человечности. Чем же руководствуется Москва, если это не аргумент? – спрашивают правозащитники. И призывают Россию – постоянного члена Совета безопасности ООН и важного игрока в мировой политике – изменить свои позиции.

Ситуации в России HRW посвятила отдельный обзор в 676-страничном докладе. В частности, там говорится: "Последовавшее в сентябре заявление о намерении премьер-министра Владимира Путина баллотироваться в президенты на выборах 2012 года заставило наблюдателей заговорить об их предопределенности и поставило под сомнение перспективы давно назревших политических реформ… Общество заявляет, что отвергает авторитаризм, ставший визитной карточкой путинской эпохи". Как отмечает заместитель генерального директора HRW Кэрол Богерт, "хотя Россия не является диктатурой, какой остается Сирия, некоторые параллели налицо..."

Однако правозащитники с удовлетворением отмечают и положительные изменения, произошедшие в России. Их перечислила директор российского представительства HRW Анна Севортьян:

– Это декриминализация клеветы, произошедшая в прошлом году по инициативе президента Дмитрия Медведева: клевету перевели из разряда уголовных преступлений в разряд административных нарушений. Правозащитные организации постоянно говорили о том, что уголовная ответственность за слова недопустима… Как сдвиг к лучшему я бы отметила участившиеся случаи эффективного расследования преступлений на национальной почве, более легкое признание судами при рассмотрении таких преступлений мотива классовой ненависти. Правда, к сожалению, это отнюдь не влияет на общую интенсивность ксенофобии и ксенофобного насилия…

Анна Севортьян напоминает и о том, что в декабре 2011 года особенно остро встала проблема отказа в регистрации политических партий. После массовых протестов, обращают внимание авторы доклада, президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму пакет законопроектов о либерализации избирательной системы. А со второй трети декабря московские власти не отказывались согласовывать гражданские акции протеста. Более того, HRW удовлетворена поведением правоохранительных органов на самых массовых за последние десятилетия митингах в Москве. Однако митинги в защиту 31-й статьи конституции, ставшие уже традиционными во многих городах России, до сих пор не обходятся без задержаний.

Ключевой же темой в российском обзоре Human Rights Watch стала ситуация на Северном Кавказе.

– Исчезновения, похищения людей, применение пыток. Любого – при малейшем подозрении в участии в незаконном вооруженном формировании или в возможном пособничестве и сочувствии к ним – будут пытать. Тех, кто об этом пишет – правозащитников и журналистов – становится все меньше. Годы они видят, как их коллеги гибнут безнаказанно. Что касается Чечни, гражданское общество там, в принципе, парализовано страхом после убийства Наташи Эстемировой и других активистов в 2009 году. Все эти убийства остались безнаказанными. Каждое безнаказанное убийство – это сигнал преступникам: такие вещи можно делать, – подчеркивает заместитель главы московского бюро HRW Татьяна Локшина.

В 2011 году проблемы северокавказского региона особенно заметно начали распространяться по всей России. Татьяна Локшина обращает внимание на задержание в минувшие выходные в Нижнем Новгороде участника сводной мобильной правозащитной группы, которая работает в Чечне, Антона Рыжова. Юрист был задержан, когда вернулся домой. У него изъяли ноутбук и карты памяти, объяснив это тем, что на цифровых носителях Рыжова могут быть сведения о деятельности террористического характера. По словам Татьяны Локшиной, с момента задержания Рыжову ни разу не дали возможности позвонить адвокатам, коллегами или родственникам:

– Несмотря на его многократные требования, ему не предоставили копии его собственного объяснения, а задавали очень много вопросов про то, как мобильная группа работает в Чечне, про командировки в Чечню. Отпустили его только к утру. Я бы хотела подчеркнуть: да, сводная мобильная группа, во главе которой стоит Комитет против пыток, уже несколько лет работает в Чечне и да, сталкивается с чудовищными проблемами. Но теперь это перекинулось и в их родной Нижний Новгород. Кому невыгодна деятельность сводной мобильной группы в Чеченской Республике? Конечно, тем, кто замешен в нарушении прав человека. И, видимо, у них есть достаточно связей, чтобы попытаться оказать давление на неугодных им правозащитников и за пределами Чечни, – говорит Татьяна Локшина.

Европейский суд по правам человека вынес свыше 200 постановлений об ответственности российского правительства за грубые нарушения прав человека на Северном Кавказе. Российская Федерация исправно выплачивает материальную компенсацию пострадавшим, однако постановлений суда по существу не исполняет, – отмечают в Human Rights Watch.
XS
SM
MD
LG