В 11 российских городах, а также на Украине, во Франции и в Германии 19 января проходят акции памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой, застреленных три года назад в центре Москвы. По замыслу организаторов акций, митинги, шествия и пикеты носят антифашистский характер.
В Москве прошло шествие по Никитскому и Тверскому бульварам - до Новопушкинского сквера, где состоялся митинг памяти. Акция согласована со столичными властями, заявленное число участников - до 300 человек, но участников было явно больше.
О том, зачем они сюда пришли, участники шествия рассказали корреспонденту Радио Свобода Дмитрию Зыкову:
Как сообщает ГУ МВД по Москве, полиция "приняла дополнительные меры безопасности около мест проведения мероприятия. Для обеспечения порядка задействованы дополнительные силы".
Оргкомитет акции 19 января последние два года сталкивался в Москве с невозможностью провести митинги и шествия в память об адвокате Станиславе Маркелове и журналистке Анастасии Бабуровой. Дело не в принципиальном несогласии городских властей с идеями выступающих, а с законом, согласно которому уведомление о публичных мероприятиях такого рода должны подавать не ранее чем за 15 и не позднее, чем за 10 дней до их проведения, а первые 10 дней января – нерабочие. В этом году переговоры с московскими властями привели к положительному результату. Правда, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что из этого не следует делать вывод, что согласование подобных мероприятий сильно упростилось:
– В этом году 10-е января – рабочий день, и когда мы обратились в мэрию, нам сказали: приносите уведомление утром, мы все согласуем. Мы так и сделали. Но этот вопрос с мэрией решался индивидуально. На мой взгляд, она все равно действует выборочно. Никакой акции на Триумфальной 31-го числа она не согласует никогда, – уверен Лев Пономарев.
Инициативная группа в Санкт-Петербурге планирует провести шествие от станции метро "Горьковская" до площади Сахарова и завершить его пикетом. Однако уже в день подачи уведомления чиновники ответили, что согласован будет только пикет. Один из организаторов петербургской акции (организаторы анифашистских мероприятий стараются не афишировать свои имена) рассказывает:
– Нам согласован только пикет на площади академика Сахарова, власти не настроены санкционировать акцию, так же как это было и в прошлом году, ссылаясь на какие-то формальные сроки подачи уведомления. Власти упорно не хотят прислушиваться к людям и продолжают нарушать права на проведение публичных мероприятий. В поддержку проведения шествия в Петербурге выступили многие известные правозащитники, ученые и юристы.
В 2010 году норму закона, связанную со сроками уведомления и не позволяющую проведение акций до конца января, в суде пытались оспорить представители движения "За права человека". Однако Тверской районный и Мосгорсуд правозащитники проиграли. Тем не менее, Лев Пономарев говорит, что представители движения собираются оспаривать это решение и в Страсбурге, и в Конституционном суде России:
– В Европейском суде жалоба еще не коммуницирована, она еще рассматривается. Но вообще все эти запреты на акции в России – это нарушение конституционного права на митинги, с этим должен разбираться Конституционный суд.
* * *
Адвокат Станислав Маркелов вел громкие дела, в том числе - связанные с защитой интересов антифашистов. Журналист "Новой газеты" Анастасия Бабурова писала на тему национализма и ксенофобии. Именно поэтому акции в день их памяти носят ярко выраженный антифашистский характер.
Преступлений на почве экстремизма и ксенофобии за последнее время стало заметно меньше, об этом говорят данные, которые приводит международное правозащитное движение "Мир без нацизма". Однако председатель исполкома форума переселенческих организаций Лидия Графова считает, что национализм в России радикализируется и этому способствует политика самого государства:
– Я считаю, что, к сожалению, наша власть порой страдает национализм, этот вирус играет в наших властях. Тогда, конечно, очень трудно требовать от населения более толерантного отношения к так называемым "понаехавшим"...
Статистические данные об уменьшении количества преступлений на почве экстремизма и ксенофобии являются реальным отражением ситуации, считает директор Информационно-аналитического центра "СОВА" Александр Верховский. Он объясняет это не растущей толерантностью в российском обществе, а эффективной работой правоохранительных органов. По его мнению, центры по противодействию экстремизму начали пользоваться накопленным опытом, однако применить его им удается не всегда:
– Еще в середине 2000-х годов, видимо, политическое руководство поняло, что здесь есть какая-то проблема, и стало подталкивать правоохранительные органы к тому, чтобы они этим занимались серьезно. Такие преступления в массе своей совершаются именно членами каких-то радикальных группировок. И центры по противодействию экстремизму наработали некоторые знания о таких группировках и начали их участников систематически отлавливать. Снижение количества таких преступлений не означает, что все стали толерантнее, просто значит, что самые крайние персонажи стали вести себя осторожнее. Если же просто есть некий пострадавший на улице и сразу не попадается преступник, то он находится довольно редко, – говорит Александр Верховский.
Он, кстати, не считает вероятным, что активизация политической жизни в стране приведет лидеров националистических организаций к власти. Их участие в декабрьских митингах и выступление перед собравшимися говорит лишь о том, что у молодого протестного движения в России есть и эта проблема:
– Националистические деятели как бы легитимируются в глазах общественного мнения своим участием в протестах. Вопрос о том, какие группировки вообще допустимы к трибуне, кого туда и подпускать нельзя, не обсуждается по существу - разве что на уровне персоналий. Но молодого протестного движения в России вообще много проблем - не только эта. Надеюсь, со временем это утрясется...
* * *
Москва, Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Харьков, Севастополь, Берлин и Париж – такова далеко не полная география митингов, шествий и пикетов, которые пройдут 19 января в память о Станиславе Маркелове и Анастасии Бабуровой.
Весь день 19 января продолжается возложение цветов на месте гибели Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Видео Дмитрия Зыкова:
В 2011 году суд признал виновными в убийстве адвоката и журналистки Никиту Тихонова и Евгению Хасис, приговорив их, соответственно, к пожизненному сроку и к 18 годам лишения свободы. Как установило следствие, убийство Станислава Маркелова связано с его профессиональной деятельностью. Адвокат вел громкие дела, в том числе связанные с защитой интересов антифашистов. Анастасия Бабурова стала случайной жертвой преступления.
Акция памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой прошла 19 января и в Петербурге. Рассказывает корреспондент РС Татьяна Вольтская:
– Прежде всего, надо сказать, что шествие не было согласовано. 19 января драматические переговоры шли целый день. Организаторы акции рассказали, что им звонили из ГУВД, от властей, от соответствующих комитетов и строго предупредили, что если во время шествия, от которого организаторы все-таки не отказались, будет растянут хоть один лозунг, поднят хоть один плакат, – сразу же абсолютно всех побросают в автобусы. И вот люди собрались у метро "Горьковская" и прошли весь Кронверкский проспект. Странное зрелище: идет темная колонна людей, сопровождаемая с двух сторон цепочками ОМОНа, а рядом по проезжей части едут автозаки, автобусы, усугубляя и без того большую пробку. При всем уважении к антифашистским устремлениям организаторов и участников акции, можно сказать, что вряд ли именно это шествие достигло своей цели, поскольку понять, куда и для чего идут эти люди, было совершенно невозможно. Идут они, тем не менее, на площадь Сахарова, где, наверное, начнется вполне разрешенный пикет – с лозунгами, с выступлениями и речами.
Главная цель – почтить память Маркелова и Бабуровой. В минувшем году в Петербурге был приговор по делу об убийстве Гиренко, его убийцы получили большие сроки. И вроде бы все хорошо, и вроде бы что-то сдвигается с места, но, тем не менее, те, кто следят за этими делами, эксперты, адвокаты, правозащитники говорят о том, что следствие недорабатывает, получается очень большой промежуток между совершением преступления и приговором. И хотя убийцы получили сроки, но их связи отработаны не до конца, и те, кто работали с ними, и те, кто стоит за их спиной, остались на свободе. Обо всем об этом собираются говорить на митинге – а также о том, что, конечно, атмосфера в городе не соответствует тому, чего хотели бы правозащитники и антифашисты. Ни один митинг националистов не сопровождается таким грозным конвоем, как будто ведут действительно очень опасных людей.
В Москве прошло шествие по Никитскому и Тверскому бульварам - до Новопушкинского сквера, где состоялся митинг памяти. Акция согласована со столичными властями, заявленное число участников - до 300 человек, но участников было явно больше.
О том, зачем они сюда пришли, участники шествия рассказали корреспонденту Радио Свобода Дмитрию Зыкову:
Как сообщает ГУ МВД по Москве, полиция "приняла дополнительные меры безопасности около мест проведения мероприятия. Для обеспечения порядка задействованы дополнительные силы".
Оргкомитет акции 19 января последние два года сталкивался в Москве с невозможностью провести митинги и шествия в память об адвокате Станиславе Маркелове и журналистке Анастасии Бабуровой. Дело не в принципиальном несогласии городских властей с идеями выступающих, а с законом, согласно которому уведомление о публичных мероприятиях такого рода должны подавать не ранее чем за 15 и не позднее, чем за 10 дней до их проведения, а первые 10 дней января – нерабочие. В этом году переговоры с московскими властями привели к положительному результату. Правда, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что из этого не следует делать вывод, что согласование подобных мероприятий сильно упростилось:
– В этом году 10-е января – рабочий день, и когда мы обратились в мэрию, нам сказали: приносите уведомление утром, мы все согласуем. Мы так и сделали. Но этот вопрос с мэрией решался индивидуально. На мой взгляд, она все равно действует выборочно. Никакой акции на Триумфальной 31-го числа она не согласует никогда, – уверен Лев Пономарев.
Инициативная группа в Санкт-Петербурге планирует провести шествие от станции метро "Горьковская" до площади Сахарова и завершить его пикетом. Однако уже в день подачи уведомления чиновники ответили, что согласован будет только пикет. Один из организаторов петербургской акции (организаторы анифашистских мероприятий стараются не афишировать свои имена) рассказывает:
– Нам согласован только пикет на площади академика Сахарова, власти не настроены санкционировать акцию, так же как это было и в прошлом году, ссылаясь на какие-то формальные сроки подачи уведомления. Власти упорно не хотят прислушиваться к людям и продолжают нарушать права на проведение публичных мероприятий. В поддержку проведения шествия в Петербурге выступили многие известные правозащитники, ученые и юристы.
В 2010 году норму закона, связанную со сроками уведомления и не позволяющую проведение акций до конца января, в суде пытались оспорить представители движения "За права человека". Однако Тверской районный и Мосгорсуд правозащитники проиграли. Тем не менее, Лев Пономарев говорит, что представители движения собираются оспаривать это решение и в Страсбурге, и в Конституционном суде России:
– В Европейском суде жалоба еще не коммуницирована, она еще рассматривается. Но вообще все эти запреты на акции в России – это нарушение конституционного права на митинги, с этим должен разбираться Конституционный суд.
* * *
Адвокат Станислав Маркелов вел громкие дела, в том числе - связанные с защитой интересов антифашистов. Журналист "Новой газеты" Анастасия Бабурова писала на тему национализма и ксенофобии. Именно поэтому акции в день их памяти носят ярко выраженный антифашистский характер.
Преступлений на почве экстремизма и ксенофобии за последнее время стало заметно меньше, об этом говорят данные, которые приводит международное правозащитное движение "Мир без нацизма". Однако председатель исполкома форума переселенческих организаций Лидия Графова считает, что национализм в России радикализируется и этому способствует политика самого государства:
– Я считаю, что, к сожалению, наша власть порой страдает национализм, этот вирус играет в наших властях. Тогда, конечно, очень трудно требовать от населения более толерантного отношения к так называемым "понаехавшим"...
Статистические данные об уменьшении количества преступлений на почве экстремизма и ксенофобии являются реальным отражением ситуации, считает директор Информационно-аналитического центра "СОВА" Александр Верховский. Он объясняет это не растущей толерантностью в российском обществе, а эффективной работой правоохранительных органов. По его мнению, центры по противодействию экстремизму начали пользоваться накопленным опытом, однако применить его им удается не всегда:
– Еще в середине 2000-х годов, видимо, политическое руководство поняло, что здесь есть какая-то проблема, и стало подталкивать правоохранительные органы к тому, чтобы они этим занимались серьезно. Такие преступления в массе своей совершаются именно членами каких-то радикальных группировок. И центры по противодействию экстремизму наработали некоторые знания о таких группировках и начали их участников систематически отлавливать. Снижение количества таких преступлений не означает, что все стали толерантнее, просто значит, что самые крайние персонажи стали вести себя осторожнее. Если же просто есть некий пострадавший на улице и сразу не попадается преступник, то он находится довольно редко, – говорит Александр Верховский.
Он, кстати, не считает вероятным, что активизация политической жизни в стране приведет лидеров националистических организаций к власти. Их участие в декабрьских митингах и выступление перед собравшимися говорит лишь о том, что у молодого протестного движения в России есть и эта проблема:
– Националистические деятели как бы легитимируются в глазах общественного мнения своим участием в протестах. Вопрос о том, какие группировки вообще допустимы к трибуне, кого туда и подпускать нельзя, не обсуждается по существу - разве что на уровне персоналий. Но молодого протестного движения в России вообще много проблем - не только эта. Надеюсь, со временем это утрясется...
* * *
Москва, Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Харьков, Севастополь, Берлин и Париж – такова далеко не полная география митингов, шествий и пикетов, которые пройдут 19 января в память о Станиславе Маркелове и Анастасии Бабуровой.
Весь день 19 января продолжается возложение цветов на месте гибели Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Видео Дмитрия Зыкова:
В 2011 году суд признал виновными в убийстве адвоката и журналистки Никиту Тихонова и Евгению Хасис, приговорив их, соответственно, к пожизненному сроку и к 18 годам лишения свободы. Как установило следствие, убийство Станислава Маркелова связано с его профессиональной деятельностью. Адвокат вел громкие дела, в том числе связанные с защитой интересов антифашистов. Анастасия Бабурова стала случайной жертвой преступления.
Акция памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой прошла 19 января и в Петербурге. Рассказывает корреспондент РС Татьяна Вольтская:
– Прежде всего, надо сказать, что шествие не было согласовано. 19 января драматические переговоры шли целый день. Организаторы акции рассказали, что им звонили из ГУВД, от властей, от соответствующих комитетов и строго предупредили, что если во время шествия, от которого организаторы все-таки не отказались, будет растянут хоть один лозунг, поднят хоть один плакат, – сразу же абсолютно всех побросают в автобусы. И вот люди собрались у метро "Горьковская" и прошли весь Кронверкский проспект. Странное зрелище: идет темная колонна людей, сопровождаемая с двух сторон цепочками ОМОНа, а рядом по проезжей части едут автозаки, автобусы, усугубляя и без того большую пробку. При всем уважении к антифашистским устремлениям организаторов и участников акции, можно сказать, что вряд ли именно это шествие достигло своей цели, поскольку понять, куда и для чего идут эти люди, было совершенно невозможно. Идут они, тем не менее, на площадь Сахарова, где, наверное, начнется вполне разрешенный пикет – с лозунгами, с выступлениями и речами.
Главная цель – почтить память Маркелова и Бабуровой. В минувшем году в Петербурге был приговор по делу об убийстве Гиренко, его убийцы получили большие сроки. И вроде бы все хорошо, и вроде бы что-то сдвигается с места, но, тем не менее, те, кто следят за этими делами, эксперты, адвокаты, правозащитники говорят о том, что следствие недорабатывает, получается очень большой промежуток между совершением преступления и приговором. И хотя убийцы получили сроки, но их связи отработаны не до конца, и те, кто работали с ними, и те, кто стоит за их спиной, остались на свободе. Обо всем об этом собираются говорить на митинге – а также о том, что, конечно, атмосфера в городе не соответствует тому, чего хотели бы правозащитники и антифашисты. Ни один митинг националистов не сопровождается таким грозным конвоем, как будто ведут действительно очень опасных людей.