Бизнес в Казани, как и по всей стране, появился в конце 80-х годов, еще во времена Советского Союза. 90-е годы можно назвать относительным расцветом предпринимательства. Сейчас – все иначе. Возможно, потому, что местной власти мелкий бизнес не нужен. Во всяком случае, так полагает Руслан Зинатуллин, лидер татарстанского отделения партии «Яблоко», которая во многом выражает интересы малого и среднего бизнеса.
Руслан Зинатуллин: «Малый и средний бизнес нашему руководству не особо нужны. Я так понимаю, потому, что с мелким бизнесом труднее работать, труднее контролировать. Может быть он не дает какие-то откаты.
Начать своё дело в Казани неимоверно сложно. Без связей среди чиновников это практически невозможно. Евгений Иосипов, заместитель председателя Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани, имеет свой цветочный бизнес. В какой-то момент хотел заняться производством строительных блоков. Были деньги, необходимое оборудование, но, по словам Иосипова, вся затея разбилась о чиновничью стену.
Евгений Иосипов: «Получилось так, что все разрешения, которые нужно и все такое прочее, настолько все это было сложно, настолько для людей, которые решили заняться этим видом деятельности не имея никакой поддержки, что это практически невозможно».
Иосипов говорит, что после известных указов Медведева дышать стало чуток легче - проверок заметно меньше. Но начать свой бизнес, действительно, почти не реально. Получается, что если молодые люди или безработные, решат открыть свое дело, они этого не смогут? А как же быть с программами, по которым государство оказывает помощь безработным, если они пожелают сами себя занять? В мои рассуждения включился Руслан Зинатуллин.
Руслан Зинатуллин: «Поступает достаточно много заявок и каким-то там мифическим образом, выбираются 10-15 человек, которые поддержку получают. Никакого конкурса фактически нет, дают тем, кому сами считают нужным по своим причинам и критериям».
Поэтому и эффект от такой программы не велик. Но более того, очень часто пытаются разорить и тех, кто сам строит свою судьбу. Так случилось с рынком «Уныш», что можно перевести с татарского как «Успех». Владелец земельного участка, на котором ранее располагался торговый комплекс, продал его крупной сетевой компании и предпринимателям дали два дня, чтобы убрать свои павильоны. Бизнесмены возмутились и потребовали от властей выделить им другой участок. Встретив полное равнодушие чиновников, они пошли на крайние меры – разбили палаточный городок под кремлем и объявили голодовку. Альфред Валиев директор рынка «Уныш» рассказывает, что в течение короткого времени все вопросы были решены.
Альфред Валиев: «На другой день проведения голодовки вызвал нас Бурганов (на тот момент глава исполкома Казани –Р.С.) и предложил нам три земельных участка на выбор. Мы выбрали вот это место, на котором сейчас торговый комплекс стоит».
Альфред Валиев хоть и директор рынка, но избирается самими бизнесменами и полностью подотчетен. Он говорит, что произошло это благодаря тому, что они не отступили и сами стали хозяевами.
Альфред Валиев: «Управление происходит общим собранием предпринимателей, основные вопросы решаются общим собранием. У нас нет никакой аренды, у нас коммунальные и хозяйственные платежи. ООО доход никакой не приносит, а только занимается исполнением обязанностей по выплачиванию этих денег».
Теперь казанские чиновники этим рынком даже гордятся и возят сюда делегации. Но так не везде. Лидер местного отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин, рассказывает, что большая часть успешного среднего бизнеса из республики бежит. Связано это с неофициальным налоговым обложением, которое здесь является традиционным.
Руслан Зинатуллин: «Если говорить про крупный и средний бизнес не связанный не связанный с властью, то власть тоже пытается его доить разными способами. Иногда напрямую заявляя, что «если вы нам не дадите, то мы тут вам устроим, вы в этой республике находитесь и даже если захотите в другом регионе зарегистрировать, перевести свой бизнес, то мы вас все равно достанем».
В период кризиса местные власти заметно ослабили давление на малый бизнес. Киоски и ларьки было решено не трогать. Но, похоже, в Казанской мэрии решили, что кризис окончательно миновал. Во всяком случае, на днях местный градоначальник Ильсур Метшин вновь заявил, что три четверти из них надо ликвидировать. По какому принципу будут отбирать счастливчиков не очень понятно. Зато точно ясно: армия безработных пополнится на несколько тысяч человек.