(Барабанный бой)
Вот так с барабанами и в треуголках на голове: на декабрьских акциях протеста молодые люди сразу бросались в глаза. Скучная картина общественной жизни в Казани в конце 2011 года в одночасье сменилась бурной деятельностью горожан. Во всяком случае, со стороны такая активность выглядит внезапной. Начали появляться новые неформальные объединения, недовольство существующим положением в стране выскочило из интернета на улицу. Самым заметным стал «Гражданский союз». Правда, один из его лидеров Борис Бегаев, отставив в сторону барабан, говорит, что общество в Казани очнулось несколько ранее 10 декабря.
Борис Бегаев: «С весны, с 16 апреля, для меня лично точка отсчета была. В Казани начал активно подниматься вопрос о русском языке».
Олег Павлов: Также в Казани были мощные выступления рыбаков, редкая неделя обходилась без пикетов по тому или иному поводу. Выборов в Госдуму ждали. Было любопытно – заметили «на верху» изменения в настроении своих граждан или остались к нему глухи? 4-го декабря выяснилось, что просто наплевали. Тогда, по словам Бориса Бегаева, они вышли на площадь.
Борис Бегаев: «Видя то, что творилось на участках, сколько нарушений и насколько была мала реакция Центральной избирательной комиссии, судов, то видно было, что никаких возможностей повлиять и оспорить результаты нет».
Олег Павлов: Соратника Бориса по «Гражданскому союзу» Алексея Топорова тоже возмутила наглость власти.
Алексей Топоров: «Изначально было понятно, что все уже решено и никто даже не заботился, чтобы создать хотя бы видимость выборного процесса. То есть это было уже настолько предельно цинично и видно было, что к людям относились как к какому-то быдлу, которое послушно сделает все что от него хотят».
Олег Павлов: Лейсан Исмагилова говорит, что ни секунды не сомневалась выходить или нет на площадь.
Лейсан Исмагилова: «Меня возмутило то, что фальсификация выборов была, можно сказать, открытая. Я решила, что это не должно оставаться безнаказанным и нужно предпринимать какие-то действия. Соответственно, из-за этого я вышла на митинги».
Олег Павлов: Главной причиной, почему люди предпочли улицу иным формам воздействия на власть, стало отсутствие реальной и легальной возможности как-то на нее повлиять. Один из лидеров казанского «Гражданского Союза» Борис Бегаев так и говорит:
Борис Бегаев: «Повлиять и оспорить результаты… в принципе власть никаким образом не желает слушать. И даже наоборот делает все демонстративно так, чтобы люди понимали – это бессмысленно подавать куда-то, идти протестовать. Собственно говоря, вот эта вся ситуация она настолько возмутила, что люди вышли на улицы».
Олег Павлов: Алексей Топоров пришел к такому же выводу.
Алексей Топоров: «Жизнь становится хуже. А нам говорят по телевизору, по официальным СМИ, что мы живем на самом деле лучше. И люди видят эту разницу, видят эту безысходность и рано или поздно они выходят на улицу. Это естественный процесс».
Олег Павлов: Любопытно, что 10 декабря люди вышли на митинг стихийно, просто договорившись об этом в социальных сетях. Испуганная реакция казанской власти, когда полиция задержала более 100 человек, заставила граждан задуматься об объединении. Как и в случае с рыбаками-любителями, которые создали свой Союз, поскольку власть отказывалась слушать неорганизованных людей, так и здесь жесткое поведение полиции 10 декабря послужило причиной возникновения «Гражданского союза». Борис Бегаев называет именно эту причину.
Борис Бегаев: «Со СМИ нам заявляют, что митинги несанкционированны и поэтому будут разгонять. То есть люди понимают, придет около тысячи или несколько тысяч человек, но это все будет неорганизованно. Соответственно это все опасно. И люди стали задаваться вопросом: «А как сделать безопаснее это мероприятие?». И, собственно говоря, появились активисты».
Олег Павлов: Именно потому, что власть оказалась не гибкой и забронзовевшей, она, по мнению активиста казанского «Гражданского союза» Алексея Топорова и прозевала точку невозврата.
Алексей Топоров: «Очень многие люди отвернутся от власти. Потому, что грядут серьезные перемены, серьезные изменения и власть не способна их предотвратить, потому что нет такого потенциала. Абсолютно не гибкая, она прикрывает только свои тылы, она не думает о населении».
Олег Павлов: «Гражданский союз» не единственное общественное объединение, которое появилось после протестов 10 декабря. Стали возникать молодежные движения, мощную и иногда совершенно неожиданную поддержку получили уже существующие оппозиционные партии и политические силы. Но, несмотря на различные интересы, всем им удается пока выступать дружно и согласованно. Так их голос звучит гораздо громче и весомее.