Ссылки для упрощенного доступа

Париж-Берлин: ось спасения еврозоны


Николя Саркози и Ангела Меркель спасают еврозону сами
Николя Саркози и Ангела Меркель спасают еврозону сами

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози обсуждали 9 января в Берлине вопросы очередного, первого в 2012 году, саммита Европейского союза, который запланирован на 30 января.

Среди них, в частности, новое соглашение об ужесточении финансовой политики в Европе, инициированное Берлином и Парижем и предварительно одобренное на предыдущем саммите ЕС, 9 декабря, а также предложение ввести в Европейском союзе специальный налог на ряд финансовых операций.

На декабрьском саммите лидерам стран Европейского союза удалось договориться лишь о некоторых положениях некоего будущего соглашения, направленного на ужесточение финансовой и бюджетной политики стран региона. Из 27 стран ЕС это решение поддержали 23.

Однако не прошло и двух недель, как сразу несколько европейских стран, включая некоторые из еврозоны, дали понять, что они столкнутся с большими трудностями при рассмотрении таких проектов на национальном уровне.

Одно из наиболее значимых предложений – “автоматическое” введение штрафных санкций в отношении страны еврозоны, нарушившей лимиты базового для ЕС Лиссабонского договора по дефициту бюджета и объемам государственного долга. Кстати, на сегодня они нарушены большинством стран Евросоюза.

До сих пор “автоматических” санкций в отношении страны-нарушителя фактически не существовало, поясняет аналитик Commerzbankво Франкфурте Кристиан Вайль. Ведь сначала такие меры должна предложить Европейская комиссия, а уже потом окончательное решение по этому поводу принимают министры финансов других стран еврозоны. Причем, как минимум, - подавляющим большинством.

Теперь предлагается иная схема, – продолжает Вайль.

- Европейская комиссия предлагает наложить на ту или иную страну штраф, избежать которого можно лишь в случае, если большинство министров финансов выскажутся против. А это – гораздо сложнее, чем ранее.

Как, впрочем, и заручиться поддержкой всех стран ЕС, или хотя бы еврозоны, в отношении самой новой схемы...

Германия и Франция обсуждают также планы введения в Европейском союзе специального налога на некоторые виды финансовых операций: в частности, на куплю-продажу акций, а также многих производных финансовых инструментов – деривативов.

Его часто называют "налогом Тобина" – по имени американского экономиста Джеймса Тобина, будущего Нобелевского лауреата, представившего свои предложения в начале 70-ых годов прошлого века. Но они касались тогда лишь одного вида финансовых операций – на валютных рынках, напоминает научный сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета профессор Михаил Бернштам:

- Теперь же предлагается расширить потенциальную зону действия такого налога, распространив его и на другие финансовые операции. В целом же это - часть общего обсуждения, как сделать операции на финансовых рынках менее рискованными для мировой финансовой системы.

Еще летом 2009 года на саммите стран G20 предложение ЕС ввести налог на финансовые операции было встречено более чем прохладно. Против выступили, в частности, не только все неевропейские участники G7, но и Великобритания, для которой ее финансовая индустрия – и главный экспортер, и крупнейший налогоплательщик.
Поэтому Европарламент и Европейская комиссия предлагают ввести его для начала на региональном уровне в Европе. Более того, Франция на днях дала понять, что готова принять соответствующий закон в одностороннем порядке еще до конца февраля, то есть до начала кампании по выборам президента страны.

Чисто теоретически, идея такого налога вполне приемлема, однако на практике все оказывается сложнее, отмечает сотрудник исследовательского отдела DeutscheBankво Франкфурте Николаус Хайнен. Cегодня одни виды финансовых инструментов очень легко заменить другими. Поэтому облагать налогом какие-то отдельные сегменты финансового рынка большого смысла не имеет: “Капитал всегда найдет лазейку, чтобы избежать неблагоприятных для него условий”.
К концу первой недели наступившего года курс евро к доллару упал до минимума за последние 15 месяцев – ниже уровня 1.28 доллара за евро. То есть падение от прошлогоднего максимума, достигнутого в мае, 1.49, превысило 15%.

Тем не менее, даже такое снижение пока мало отразилось, в частности, на динамике европейского экспорта, отмечает руководитель Центра прогнозирования Института мировой экономики в Кёльне профессор Йоахим Шайде: “Проблема в том, что сама общемировая конъюнктура сегодня слаба, поэтому от текущего снижения курса евро европейский экспорт вряд ли заметно выиграет.Однако курс евро может снизиться еще больше, если бегство капиталов из Европы усилится”.
Средний курс доллара к евро в течение почти всего2011 года колебался возле отметки 1.40, и по отношению к этому уровню нынешнее падение евро составляет лишь 5-7%, напоминает аналитик банка Unicredit в Мюнхене Корнелиус Пурпс. По его словам, такое снижение пока слишком мало, чтобы оказать действительно заметное влияние на рост европейского экспорта, доля которого в общем объеме ВВП Европейского союза превышает одну треть.

“Но с другой стороны, если тенденция последних недель сохранится и курс евро снизится, например, до уровня 1.20 доллара за евро, вот тогда уже курсовое влияние на динамику европейского экспорта может стать заметным, - продолжает Пурпс. - Однако мы, в частности, пока в своих планах из этого не исходим”.
С начала 2012 года евро уже подешевел к доллару на 1,7%, а в целом за последние два с половиной месяца – почти на 10%.
XS
SM
MD
LG