Марина Тимашева: Илья Смирнов обещал принести исторические источники, а принес кучу дисков с музыкой. Коробку сразу с четырьмя дисками группы ''ЗООПАРК'' выпустила фирма ''Выход'', две коробки группы ''ТЕЛЕВИЗОР'', тоже общим счетом 4 диска, выпустила ''Геометрия'' Хотелось бы уточнить, что объединяет эту фонотеку и причем тут сугубо академическая дисциплина – источниковедение?
Илья Смирнов: Во-первых, не совсем фонотеку. Здесь есть и видеотека. Давайте поподробнее опишем то, что сейчас у нас в руках, а им не видно. ''ЗООПАРК'' четыре концертных записи на дисках. Легендарное выступление 1981 года в ДК ''Москворечье'', с которого, собственно, и началась популярность Михаила Науменко в первопрестольной. Мы в этой программе уже неоднократно задействовали эту фонограмму, но с магнитофонной пленки, которая, увы, осыпается. И вот теперь звуки запечатлены для вечности. Концерт тоже 81 года в ЛДХС – в Ленинградском Доме Художественной Самодеятельности.
Марина Тимашева: То есть, в знаменитом рок-клубе.
Илья Смирнов: Да. Далее. Диск с двумя концертными фонограммами 83 года. В Москве на 2-ом Часовом заводе, где Майк выступал в сопровождении музыкантов из группы ''Пепел''
(Песня ''Сладкая Н'')
Марина Тимашева: В этой версии песня Майка Науменко похожа на панк-рок.
Илья Смирнов: Ну, он же говорил, что ''барышни в столице милы, но не для нас, Они не любят звезд панк-рока, идут в сплошной отказ''. На том же диске запись с Первого рок-клубовского фестиваля уже в Ленинграде. И четвертый диск – концерт, не состоявшийся в Доме Ученых наукограда Троицка по независящим от музыкантов и организаторов причинам, так что Майк в результате пел в лесу, люди ухитрились это записать, а через 27 лет другие люди нашли и издали. Далее. Тоже питерская рок-группа ТЕЛЕВИЗОР две коробки, в каждой по одному CD и DVD. Первая коробка. Альбом ''Отечество иллюзий'' - и с ним вместе видеоархив группы за 86 – 88 год, отснятый в Ленинграде, в основном в рок-клубе для разных телевизионных программ и документальных фильмов, советских и зарубежных. Вторая коробка. Запись с рок-фестиваля в Шушарах и отснятый в том же 87 году концерт в Химках в ДК ''Родина''.
Марина Тимашева: Видеозапись концерта?
Илья Смирнов: Да, такое чудо техники по тогдашним временам. А объединяет всё вышеперечисленное, кроме того, что всё это русский рок из города на Неве, еще одно имя в выходных данных. ''Мастеринг: Евгений Гапеев''. ''Реставрация, синхронизация и мастеринг: Евгений Гапеев''. ''Реставрация записей и мастеринг: Евгений Гапеев''.
Марина Тимашева: Имя хорошо знакомое.
Илья Смирнов: Мы уже говорили добрые слова про таких замечательных людей: химик Олег Коврига и радиоинженер Евгений Гапеев
Так вот, вручая мне свои произведения, мастер Гапеев пожаловался на технический прогресс: тратишь невесть сколько времени и сил на поиски записей, ездишь за ними по стране чёрт знает куда, улаживаешь проблемы с правообладателями, потом колдуешь, чтобы хоть что-то было слышно, а на следующий день все вывешивается в Сети.
Если подходить к делу с предпринимательской точки зрения, действительно, никакого нет резона (оцифровывать бизона). Но сейчас, послушав и посмотрев, я мог бы сказать в утешение: когда академик Ф.И. Миллер
мотался по стране за документальными свидетельствами русской истории, создавал архивное дело, ему было тоже несладко, зато теперь эта история не пропадет, и в том или ином изложении она доступна любому школьнику.
Марина Тимашева: К историческому утешению из 18-го века два вопроса. Обычно нашему рецензенту новые издания не дарят, он их покупает в книжных магазинах за собственные деньги.
Илья Смирнов: Я понял вопрос. Но люди, о которых мы говорим, они такие же капиталисты, как Майк Науменко был ''рок-звезда''. Поэтому дарят. Кроме того, ваш покорный слуга все-таки имел некоторое отношение к той музыке, которая здесь записана.
Марина Тимашева: Из пяти концертов ЗООПАРКА, наверное, к трём.
Илья Смирнов: Примерно так, к тем, что в Москве и области. С ТЕЛЕВИЗОРОМ совсем забавно, потому что я оказался не закулисным, а прямо-таки сценическим участником концерта, в роли конферансье, который произносил вступительное слово. Сам об этом забыл. И вдруг такой подарок из тумана холодного прошлого. Кстати, на всякий случай поясняю, зачем понадобились вступительные слова. Концерты независимых групп официально по документам оформлялись не как концерты, а либо как вечера отдыха или танцы, Новый Год, 8 марта, либо как культурно-просветительские мероприятия. Для чего в программу включалась, хотя бы чисто символически, какая-нибудь не рок-н-ролльная составляющая. Выступление представителя от научной организации, от журнала или газеты.
Марина Тимашева: Лекция на тему ''Есть ли жизнь на Марсе''.
Илья Смирнов: Примерно так. А у меня к тому времени уже имелось удостоверение журнала ''Знание – сила'', выходившего тогда более чем полумиллионным тиражом. И поскольку в 87 году мы уже несколько обнаглели, то рассказывал я про жизнь не на Марсе, а в Москве и области, и конкретно про попытки запретить выступления ТЕЛЕВИЗОРА.
А какой был Ваш второй исторический вопрос?
Марина Тимашева: Его вам могли бы задать люди, которые тех концертов не застали, и считают, что рок –музыка - просто ритмичный фон для молодежного досуга. И причем тут большая история, отраженная в летописях и царских указах?
Илья Смирнов: Сейчас, наверное, постоянные слушатели ждут от меня дежурной ветеранской мантры на тему ''богатыри – не вы'', славное было у нас время колокольчиков, а вам теперь осталась субкультура по кабакам. Но я очень люблю аргументированные возражения. Почти как Иван Третий. И на очередное мое высказывание в таком духе: нету, дескать, у нас больше, и наверное, не будет левого искусства поступило аргументированное возражение, то есть отсылка на сайт, Игорь Растеряев - человек действительно молодой, вне какого-либо ''шоу – бизнеса'', песен написал немного, и это действительно искусство, то есть жизнь отражена в образах, а не в лозунгах, и действительно левое, потому что от имени и в защиту тех, кто тяжело работает за небольшие деньги, а к тем, кто за их счет ''зажигает'' и ''оттягивается'', отношение прямо противоположное. Но вот что любопытно и почему я сейчас об этом упоминаю, не только ради того, чтобы признать свою неправоту. Когда прослушиваешь всю программу, видишь, как этого замечательного молодого автора сносит вправо. Причем, судя по интервью, против его собственной воле, как будто некая безличная стихия.
И теперь возвращаемся в 87 год, в химкинский дворец культуры. Что мы видим и слышим 23 года спустя. В начале жизнерадостно-глуповатое выступление Ильи Смирнова – вроде как "мы победили, нам хотели помешать, но мы таки можем слушать свою музыку". И потом САМА ЭТА МУЗЫКА. Программа группы ТЕЛЕВИЗОР. ''Есть одна хорошая песня у соловушки — Песня панихидная по моей головушке…'' Даже когда Михаил Борзыкин поет что-то, вроде как, духоподъемное: ''Выйти из под контроля, Выйти и улететь…'' - лицо у него такое, как будто ему не то что лететь, а стоять тяжело. А дальше просто кошмарики качаются ночные. Вот такая песенка, как сказал бы другой Михаил (Науменко), про 3 – 4 гадов, которые мешают нам жить. Она почему-то многими воспринималась как политическая революционная. Но там идет по нарастающей, как по ходу Французской революции рецептура доктора Марата: сколько человек мешают Франции стать счастливой
(Песня ''Три - четыре гада'')
И вот в финале: ''Может быть, их не три и не четыре…'' - а ''вся страна... Как те свиньи, прямо с обрыва на дно! пойдЁМ на дно". И радостные лица в зале. Весело подпевают. То есть, им сообщили, что они все пойдут на дно. Они счастливы. Это надо видеть из другого столетия. И никакая экономическая статистика, сборники тогдашних манифестов и контрманифестов не заменят такого исторического источника.
Марина Тимашева: Что же, у Вас получается, в зале люди были глупые, и Смирнов глупый, один Борзыкин умнее всех?
Илья Смирнов: Нет, конечно, в зале собралась подрастающая элита высоких технологий, а Борзыкин в газетной прозе излагал примерно то же самое. По сравнению со Смирновым более радикальное, поскольку моложе. Он был таким же, как все, "пока не начался джаз".
А потом выражал уже не себя, а что-то безлично высшее и довольно страшное. Здесь уместно вспомнить, что вспоминал Рей Манзарек про своего коллегу ''шамана'' Джима Моррисона: он ''исчезает и появляется медиум''. В этом одна из главных особенностей рок-музыки как искусства.
Марина Тимашева: Но Борзыкина с самого начала пытались прописать по ведомству какой-то политической ''синей блузы'', агиттеатра.
Илья Смирнов: Блуза у него была полосатая. А в песнях - трагическое одиночество. Никакого предвыборного слоника с таким настроением не продашь. Хотя признаюсь честно, у меня к его творчеству отношение неоднозначное, и в пояснительной статье к альбому я посетовал на уклон в темный гностицизм и мизантропию.
Марина Тимашева: Напечатали?
Илья Смирнов: Все по-честному, напечатали. Вообще-то на высоком академическом уровне выполнены не только сами диски, но и сопроводительные материалы на бумажных вкладках. Именно так, как положено издавать источники. Например, в ЗООПАРКовском сборнике - не только формальные справки по обстоятельствам каждой записи, но также автобиография Михаила Науменко из журнала ''Ухо'', оригинальные оформления тогдашнего магнитофонного самиздата, замечательные воспоминания Сергея Коневских про тот самый концерт в лесу под наукоградом Троицком. Одну ошибочку нашел.
Марина Тимашева: В монографиях, большими учеными написанными, Вы их больше находите.
Илья Смирнов: То-то и оно. В общем, наши народные искатели (и издатели) как хороший научный институт - опубликовали источники. По которым можно будет потом писать диссертации. Возвращаясь к ТЕЛЕВИЗОРу: вот этот уклон, о котором я говорил, к сожалению, в последние годы усилился. И я с недоумением, слушаю некоторые новые вещи, которые доходят до меня за подписью ТЕЛЕВИЗОРА, например, " Заколотите подвал" даже не верится, что это сочинил тот же человек, о котором мы говорили. Обычно люди с годами становятся спокойнее и мудрее. Понимают, что главный джихад – он не внешний, а внутренний. А здесь какая-то черная злоба во все стороны. Впрочем, не будем о грустном, а послушаем под занавес совсем другую, старую песню, неодномерную и, по- моему, подходящую к современной ситуации.
(Песня ''Кто ты'')