Ссылки для упрощенного доступа

Адресат временно недоступен?


Илья Мильштейн
Илья Мильштейн
Раньше эта дискуссия проходила иначе, хотя участвовали в ней отчасти те же самые люди. В мае прошлого года группа граждан, среди них глава фонда "Индем" Сатаров, правозащитник Алексеева, писатель Войнович, адвокат Шмидт, обращаясь к высшей власти, писали о "параличе президентства Д. Медведева", о "недееспособности парламента" и "нарастающем политическом кризисе в России". Они констатировали "практически полное уничтожение в стране института демократических выборов" и призывали Кремль в полном объеме обеспечить конституционные права граждан, то есть зарегистрировать все политические партии, которым под разными предлогами отказывали в регистрации. В ином случае под вопрос будет поставлена "легитимность всей российской власти снизу доверху". Перемены назрели, заключали авторы письма, откладывать их более нельзя.

Адресат в Кремле откликнулся с просчитанной безмятежностью. Как следовало из заявления пресс-службы Медведева, он ознакомился с посланием и решил не реагировать. "Все граждане России, – дала справку г-жа Тимакова, – имеют право высказывать свое мнение относительно происходящих в стране процессов, в том числе связанных с предвыборной ситуацией".

С тех пор прошло семь месяцев. Выборы в парламент подтвердили главные тезисы письма. Кризис усугубился до того, что десятки тысяч граждан вышли на площадь, протестуя против нарушения своих конституционных прав. И тогда президент Медведев неожиданно откликнулся на призывы соотечественников.

Выступая с ежегодным посланием, он предложил упростить порядок формирования партий. Вернуться к прямым выборам губернаторов. Отменить сбор подписей для участников парламентских выборов, резко сократив при этом количество подписей для кандидатов в президенты. В общем, Дмитрий Анатольевич внятно и положительно ответил подписантам майского письма.

И все бы хорошо, но когда отвечаешь с таким опозданием, есть риск отстать от времени. Именно это и случилось с Медведевым, который озаботился проблемой легитимности власти, как бы позабыв о том, что у россиян, заполнивших столичные площади, имеются новые и весьма содержательные требования. Отправить в отставку Чурова, например. Отменить результаты выборов в Думу. Освободить всех политзаключенных. К тому же свое послание президент читал в странном качестве политика, отказавшегося от власти. Что придавало его словам особый вес, измерявшийся в миллиграммах.

Поэтому сегодня общество ведет дискуссию с другим человеком – по имени Владимир Путин. В марте он баллотируется в президенты, и граждане, объединившиеся вокруг оргкомитета "Круглого стола" (Касьянов, Сатаров, Алексеева) и действующие сами по себе (Парфенов, Акунин, Пархоменко), желают разговаривать именно с ним. Известен посредник, бывший вице-премьер Алексей Кудрин, которого Путин недавно назвал своим близким другом. Известны также темы для полемики, частично они указаны выше, а главная из них сводится к тому, чтобы власть отказалась от вранья.

Однако реакция Владимира Владимировича в декабре мало чем отличается от реакции Дмитрия Анатольевича в мае. По словам Кудрина, Путин "размышляет". Если же верить высказываниям самого премьера, то он не видит в рядах оппозиции ни лидеров, ни единой программы, ни ясных целей. Пресс-секретарь Путина Песков сообщает, что ему ничего не известно о планах патрона по поводу диалога с оппозицией, и это слегка напоминает давнее высказывание Тимаковой. К тому же, в отличие от юриста Медведева, чекист Путин позволяет себе и прямые грубости в адрес оппозиционеров, которые уже настолько зацитированы, что их тут незачем повторять. Да и неловко.

Короче, можно предположить, что он тоже не желает разговаривать с гражданами. У него другие планы: победа на мартовских выборах, причем в первом туре, и продолжение бесконечной "Прямой линии" с соотечественниками, в рамках которой грядущий президент согласен отвечать на все вопросы. Легко также догадаться, что по-настоящему дискутировать с россиянами он собирается при посредничестве силовиков, которым недавно повысил зарплаты в два раза, а "взрослый мальчик" Кудрин ему для этих целей не нужен. Алексей же Леонидович, по-видимому, используется для прикрытия, втемную, пока Владимир Владимирович не утвердился на кремлевском троне.

Собственно, все, что мы знаем про Путина, склоняет именно к этим безотрадным мыслям. Помешанный на собственной крутости, оценивающий людей по шкале "слабый-сильный", он пожизненно не готов ни к какому человеческому разговору. И если это так, то прогнозы на 2012 год следует делать самые мрачные. Однако политика – штука непредсказуемая, тем более в России, и тот факт, что нацлидер в эти недели теряет популярность, настраивает скорее на оптимистический лад. Может так случиться, что январь 2012 года станет для него таким же месяцем упущенных возможностей, как май – для Медведева. Он уже, подобно своему преемнику, стремительно отстает от времени и от своей страны. А время сжимается, опасность прямого столкновения власти с народом нарастает, и только Путину сегодня решать, какие уроки он намерен извлечь из опыта своего верного и слабого ученика.
XS
SM
MD
LG