Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о Северной Корее и диктатуре


Сын скончавшегося лидера КНДР Ким Чен Ира и его приемник - генерал армии Ким Чен Ын у гроба отца
Сын скончавшегося лидера КНДР Ким Чен Ира и его приемник - генерал армии Ким Чен Ын у гроба отца
Телевидение Северной Кореи во вторник, 20 декабря, показало кадры прощания с многолетним лидером страны Ким Чен Иром, скончавшимся 17 декабря. Стеклянный гроб с телом выставлен в Кымсусанском мемориальном комплексе, где с 1994 года в открытом саркофаге лежат забальзамированные останки отца Ким Чен Ира, основателя КНДР Ким Ир Сена. Тело северокорейского лидера, о смерти которого стало известно в понедельник, также останется в мавзолее. Траур в стране продлится 11 дней. Согласно сообщениям местных СМИ, преемником Ким Чен Ира готовится стать его младший сын – Ким Чен Ын.

Владимир Кара-Мурза: За ситуацией в КНДР после кончины Ким Чен Ира внимательно следят ближайшие соседи - Южная Корея, Япония и Россия, а также США. По сообщениям СМИ, Вооруженные силы Южной Кореи приведены в состояние повышенной боевой готовности, правительство Японии создало антикризисный штаб, который будет заниматься сбором информации о происходящем в КНДР и разрабатывать план действий на случай обострения ситуации в регионе.
Ким Чен Ир, правивший Северной Кореей с 1994 года, скончался, согласно официальному сообщению, от инфаркта 17 декабря в xоде инспекционной поездки по стране на своем знаменитом бронированном поезде. Наследником поста руководителя КНДР стал его младший сын Ким Чен Ын, в соответствии с выбором, который Ким Чен Ир успел сделать при жизни.
Западные СМИ, однако, ставят под сомнение способность молодого вождя управлять страной. "Внутренняя борьба за власть может представлять большую угрозу для Ким Чен Ына, чем внешние факторы", - заявило южнокорейское агентство "Ренхап". Этот и некоторые другие эксперты полагают, что "регент" Чан Сон Тхэк, имеющий в КНДР большое влияние, может попытаться сосредоточить власть в своих руках.
Приведет ли смена руководителя Северной Кореи к смягчению диктатуры, мы сегодня в нашей программе беседуем с дипломатом Валентином Моисеевым, бывшим заместителем директора Первого департамента Азии Министерства иностранных дел Российской Федерации, политиком Виктором Черепковым, бывшим мэром Владивостока, депутатом Государственной думы и обозревателем Радио Свобода Виктором Резунковым. Как по-вашему, можно ли было предполагать и почему для всех мировых агентств оказалась таким сюрпризом кончина Ким Чен Ира?

Валентин Моисеев: Мне кажется, что, конечно, конкретную дату, когда Ким Чен Ир скончается, невозможно или трудно. Хотя то, что человек нездоров – это было очевидно, на мой взгляд. Если кто-то сравнит Ким Чен Ира до 2009 года, то есть до того времени, когда с ним случился инсульт, и посмотрим на того Ким Чен Ира, которым он был последний год или даже во время пребывания в России, то очевидно, что человек был болен и вопрос полного выздоровления или длительного пребывания вместе с нами, на этой земле, я имею в виду, был под сомнением. Так что Ким Чен Ир умер, к сожалению. Почему к сожалению? Потому что это был руководитель соседней страны, руководитель, который хорошо относился к России, к Советскому Союзу и который, самое главное, понимал, что хорошие отношения с Россией, с соседом северным являются жизненно важными для Корейской народной демократической республики.

Владимир Кара-Мурза: Скажите, пожалуйста, несет ли смерть Ким Чен Ира угрозу дестабилизации в дальневосточном регионе?

Виктор Черепков: Я думаю, особой угрозы сложившаяся ситуация не представляет. Но мы всегда должны ухо держать востро, потому что мы исходим из той ситуации, которая сложилась на сегодня. Но в этой не совсем стабильной ситуации может появиться господин Случай, который может все наши ожидания изменить в худший вариант, и мы должны быть к этому готовы. Поэтому приведение в готовность вооруженных сил в Южной Корее и в Северной и реакция Япония и со стороны Китая и России, они, естественно, небеспричинны. Особых угроз, учитывая менталитет населения, то единодушие и те страдания, плач, и самое главное, ни для какой страны мира, может быть в каких-то джунглях, в каких-то племенах может наблюдаться.

Виктор Резунков: На Кубе.

Виктор Черепков: Даже на Кубе, и то нет. Я там был многократно и знаю, там есть такие колебания, я был несколько раз в Корее, да и вы были, вы прекрасно знаете, что бы там случилось, и небо упало, и потоп всемирный и так далее, вера в вождя, преданность, внутренний патриотизм, доведенный до фанатизма, он не позволяет делать резких движений с использованием самого населения.

Владимир Кара-Мурза: Как по вашим наблюдениям, какова степень социальной и политической устойчивости северокорейского режима?

Виктор Резунков: Вы знаете, я не считаю себя, конечно, человеком, который разбирается совсем, не могу себя назвать политологом, который занимается именно Северной Кореей, но примерно я могу сказать то, что я считаю как журналист, который недавно побывал там и который внимательно следит за происходящим. Перед Северной Кореей, по моему представлению, сейчас стоят две не то, что угрозы, а две проблемы – проблема внутренняя и проблема внешняя. Если говорить о внутренней проблеме, то проблема внутренняя заключается сразу, она имеет несколько аспектов. Во-первых, то, что новый глава государства является молодым человеком. Все-таки 30 лет и для него это слишком достаточно сложно управлять такой страной. Но это другой вопрос, потому что биография Ким Чен Ына очень сложная, и никто не может сказать конкретно, чем он занимался после того, как окончил швейцарскую высшую школу, и чем он занимался в Корее. С другой стороны там наблюдаются некие два, как пишут российские известные ученые, занимающиеся историей современной Кореи, они пишут о том, что на самом деле две угрозы. Первая угроза – это, конечно, Чан Сон Тхэк – это муж сестры Ким Чен Ира и старый опытный человек, который при Ким Чен Ире очень серьезную именно в военной армии имеет должность. И второе – это, как, кстати говоря, очень мало кто пишет, брат Ким Чен Ира. Он был в этом году генеральный консул в Польше Корейской демократической республики, но именно в 2011 году он был посажен под домашний арест Ким Чен Ыном, нынешним руководителем Северной Кореи. Неизвестно, кто за кем стоит.
Здесь вопрос еще в другом: философия Конфуция превалирует даже над философией Чучхе – это опора на собственные силы, и над концепцией Сангун – это милитаризм по всей стране. Она подразумевает, что младший слушается старшего, и там это самое главное. Поэтому, видимо, надо подозревать и предполагать, что все-таки Ким Чен Ын будет советоваться с этими старыми генералами.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG