Ссылки для упрощенного доступа

Россия – США: обратная перезагрузка?


Госсекретарь США Хиллари Клинтон и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен
Госсекретарь США Хиллари Клинтон и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен
Громкие обвинения в адрес Соединенных Штатов, прозвучавшие из уст Владимира Путина во время "прямой линии", и резкая критика избирательной практики российских властей, прозвучавшая во время специальных слушаний в сенатском комитете, могут быть признаками глубоких перемен, ожидающих американо-российские отношения.

Сенсационный исход думских выборов и последовавшие за ними события лишь подчеркнули тщетность попыток Соединенных Штатов создать добротный фундамент американо-российских отношений. "Перезагрузка" на спаде, российские власти должны быть готовы к жестким словам и неприятным санкциям со стороны Вашингтона, Так считает собеседник РС Дэвид Кремер, глава ведущей американской правозашитной организации Freedom House бывший заместитель госсекретаря:

– Я думаю, что "перезагрузка" достигла пика, когда президенты Обама и Медведев подписали новый договор СНВ, – с тех пор отношения скатываются по наклонной. Последние события еще раз доказывают, что мы с российским руководством на противоположных полюсах в том, что касается и моральных, и стратегических ценностей. Американо-российские отношения не могли не ухудшиться, потому что российские власти наглядно продемонстрировали всем, в том числе и самим россиянам, за кого они их принимают, и как они относятся к своим собственным гражданам.

Я на днях выступал в сенатском комитете по международным отношениям, настроение у законодателей крайне скептическое и решительное. Я очень надеюсь, что они дадут ход "закону Магнитского". Российские власти заявляют, что такой шаг представляет собой вмешательство во внутренние дела России. В действительности это лишь предупреждение российским функционерам, повинным в нарушения прав человека, что у них будет отобрана привилегия ездить на запад и совершать там финансовые операции. Это законодательство предусматривает санкции не только против тех, кто причастен к смерти Магнитского, но и против тех, кто будет подрывать права россиян в будущем. Почему российское руководство так возмущено попытками наказать нарушителей прав человека – я не понимаю.

– Как вы считаете, могут и должны ли Соединенные Штаты что-то сделать, чтобы поддержать россиян, выступающих против подтасовки думских выборов и ожидающих манипуляций во время президентских выборов?

– Я думаю, Соединенные Штаты должны быть откровенны в своей оценке происходящего в России. Вашингтон должен напоминать российским официальным лицам, что они обязаны уважать основные права граждан: свободу слова, собраний. Необходимо требовать проведения расследований сообщений о нарушении думских выборов. Вашингтон должен настаивать на соответствии президентских выборов международным стандартам, необходимо добиться освобождения демонстрантов, арестованных во время протестов на прошлой неделе. На мой взгляд, госсекретарь Клинтон сделала совершенно уместные заявления относительно событий в России, причем сделала их несколько раз. И они явно возымели реакцию – откровенно абсурдную, на мой взгляд, – со стороны Владимира Путина, обвинивщего Клинтон в разжигании беспорядков в России. Он живет на другой планете, если считает, что люди вышли на улицы из-за заявлений Клинтон.

– А как вы относитесь к реакции российского премьера на необычные подтрунивания сенатора Маккейна? Ведь при желании ее можно принять за оскорбление.

– Ясно, что Путина пробирает сказанное о нем. Из этого можно сделать вывод, что он параноидальный, неуверенный в себе лидер. Мне кажется, реакция самого Маккейна на реплики Путина была наиболее уместной. Я не думаю, что Соединенные Штаты должны реагировать на многочисленные заявления российского премьера. Если бы мы всерьез этим занимались, то у нас не осталось бы времени ни на что другое.

– Исходя из опыта думских выборов, многие эксперты ожидают попыток фальсификации результатов президентских выборов в России. Могут ли Вашингтон и другие западные столицы пригрозить непризнанием их результатов если будет обнаружены масштабные нарушения избирательных процедур?

– Я бы лично к этому призвал, хотя такой шаг маловероятен. Но Запад должен быть готов поднять вопрос о легитимности лидера страны, если будет очевидным факт его избрания в результате фальсификации данных. Как член Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Москва взяла на себя определенные обязательства. Я думаю, партнерам России по "Большой восьмерке" будет трудно не заметить того, что один из партнеров, президент России был избран при сомнительных обстоятельствах.
XS
SM
MD
LG