Ссылки для упрощенного доступа

Алма-атинский политолог Досым Сатпаев - о бунте в Жанаозене


Протестующие - на центральной площади города Жанаозен, Казахстан.
Протестующие - на центральной площади города Жанаозен, Казахстан.
По неподтвержденным пока официально сообщениям, массовые беспорядки в городе Жанаозен на юго-западе Казахстана обернулись столкновениями между бастующими рабочими газовых и нефтяных месторождений и силами полиции. В ходе этих столкновений могло погибнуть несколько десятков человек. Власти утверждают, что забастовщики, вооруженные палками и бутылками с зажигательной смесью, разогнали праздничное шествие в честь Дня независимости Казахстана.

Оппозиционная газета "Республика", ссылаясь на лидеров забастовочного движения, сообщает, что столкновения были спровоцированы властями. На центральной площади города забастовщики, уже более полугода добивающиеся повышения заработной платы и улучшения условий труда, разбили городок из палаток и юрт – именно там и должна была состояться праздничная демонстрация.

Генеральная прокуратура Казахстана слухи о человеческих жертвах опровергает. В Мангистауской области заблокирована мобильная телефонная связь, туда введены специальные подразделения полиции. О ситуации в Жанаозене говорит алма-атинский политический эксперт, директор Центра группы рисков Досым Сатпаев:

– Жанаозен, наверное, один из многих населенных пунктов на западе Казахстана, который непосредственно связан с нефтегазовыми разработками. Большинство живущих там людей работают в инфраструктуре, связанной с добычей нефти и газа. В последние несколько лет, особенно в этом году, на западе Казахстана наблюдаются довольно активные протестные настроения. В течение длительного периода времени там были выступления рабочих нефтегазовых компаний, являющихся дочерними предприятиями национальной компании "КазМунайГаз". В этом году – наиболее масштабные и длительные, чем за все предыдущие годы.

– Там есть какая-то политическая составляющая, или речь идет о чисто социальном протесте?

– Протесты поначалу имели лишь социально-экономическую основу – не звучало никаких политических лозунгов. Требования были вполне конкретные,в первую очередь они касались повышении заработной платы: по мнению местных рабочих, она не соответствует ни условиям их труда, ни тем заработным платам, которые получают иностранные специалисты. Позже определенные оппозиционные силы попытались использовать эти протестные настроения. Например, Мухтар Аблязов, который сейчас скрывается в Лондоне, или Рахат Алиев – бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, также живущий за границей. Они пытались представить эти выступления как массовый бунт и первый предвестник революции.

– Есть неподтвержденное сообщение о десятках жертв этих выступлений. Власти могли решиться на такой жестокий разгон демонстрации?

– Я думаю, да. Во-первых, властям необходимо продемонстрировать жесткость в преддверии выборов в нижнюю палату парламента, они должны показать, что держат ситуацию под контролем, соблюдают порядок. Во-вторых, запад Казахстана в этом году "прославился" активизацией определенных террористических групп, в связи с чем власть сейчас очень внимательно относится к этому региону.

– Как себя будет вести, по вашим оценкам, режим Назарбаева? Будут замалчивать ситуацию в Жанаозене, или дадут какие-то разъяснения относительно произошедшего?

– "Замалчивать" это в XXI веке очень тяжело, с учетом большого количества информационных ресурсов. Конечно, будет попытка дискредитировать самих забастовщиков. Об этом можно судить уже по тому, что в этом году впервые власти не только оказывали силовое давление, но и проводили активную информационную кампанию против забастовщиков, называя их людьми, которые получают хорошие зарплаты, а требуют больше, чем нужно. Я думаю, что власть, во-первых, попытается немножко минимизировать информационный резонанс, а во-вторых, представить все это как успешно предотвращенную попытку дестабилизации обстановки.

– Есть ли у забастовщиков лидеры рабочего движения?

– Большую роль в этих протестных акциях играли так называемые неформальные лидеры трудовых коллективов. Официальные профсоюзы с самого начала были не на стороне забастовщиков – они больше сотрудничали с компаниями и местной исполнительной властью. Это и стало одной из причин выступления людей, которые считали, что профсоюзы не защищают их интересы. Власти, в свою очередь, стали либо арестовывать этих неформальных лидеров, либо увольнять. В определенной степени это привело к желаемому результату – часть забастовщиков усмирили, часть уволили.

– По вашим оценкам, может это обернуться серьезными политическими сложностями для Нурсултана Назарбаева? Или протест будет подавлен, и власти по-прежнему будут жестко контролировать ситуацию в республике?

– Маловероятно, что это как-то отразится на действующем президенте. Такие вспышки происходят в разных регионах Казахстане с разной степенью интенсивности чуть ли не каждый год. Опасна другая ситуация: попытка властей замять все эти конфликты, представить их локальными проблемами, приведет к тому, что после Назарбаева многие из этих проблемных зон просто-напросто взорвутся.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG