Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о Путине, Западе и стабильности в России


Путин сравнил некоторых граждан России, имеющих российский паспорт, однако действующих в интересах иностранных государств, с бандерлогами из знаменитой сказки Киплинга
Путин сравнил некоторых граждан России, имеющих российский паспорт, однако действующих в интересах иностранных государств, с бандерлогами из знаменитой сказки Киплинга
В четверг, 15 декабря, премьер-министр Владимир Путин во время прямой линии ответил на вопрос о его отношении к заявлению американского сенатора Джона Маккейна, который в октябре сравнил Россию с Ливией, что убийство Каддафи должно обеспокоить российского премьера Путина, сообщает агентство РИА Новости. Путин считает, что слова Маккейна направлены не против него лично, а против России. Премьер-министр сказал: "Господин Маккейн, как известно, попал в плен во Вьетнаме и просидел не просто в тюрьме, а в яму его посадили. Он просидел там несколько лет. У любого человека крыша съедет, поэтому чего там еще говорить".


Владимир Кара-Мурза: В ходе сегодняшней программы "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" премьер-министр РФ уделил значительную часть времени отношениям с западом. Враждебно настроенные силы на Западе, сравнивая Путина с Каддафи, хотят сместить Россию с мировой арены. Такое мнение премьер-министр высказал в ходе "прямой линии", отвечая на вопросы граждан.
"Я слышал эти высказывания. Вообще, это не в отношении меня сказано. Это сказано в отношении России - Россию хотят некоторые подвинуть, чтобы она не мешалась".
Он выразил сомнение в душевном здоровье американского сенатора Джона Маккейна, финалиста последней по времени президентской гонки в США. Отвечая в прямом эфире государственных телеканалов на вопрос о том, как он оценивает высказывания сенатора в адрес Путина о "приближении "арабской весны", премьер-министр России напомнил, что Маккейн воевал во Вьетнаме. "Он попал в плен. И не просто в плен - его посадили в яму. Он несколько лет сидел в яме. У любого человека "крыша съедет", - сказал Путин.
Премьер-министр во время "прямой линии" заговорил о гражданах России, якобы работающих на деньги иностранных государств, пообещав наладить с ними контакт.
"С ними тоже будем стараться наладить контакт. Что можно сказать в конце: идите ко мне, бандерлоги", – сказал Путин, выдержав паузу, и затем засмеялся.
Тема вмешательства западных государств во внутреннюю политику России давно стала излюбленной для Владимира Путина, связывающего критику властей и выступления оппозиции с деятельностью иностранных спецслужб.
При этом он подтвердил приверженность внешней политике, которая сейчас проводится Россией
Отвечая на вопросы россиян в четверг, Путин заявил, что мышление времен холодной войны мешает сотрудничеству Европы и России.
О том, зачем Путину образ Запада как угрозы стабильности России, мы сегодня беседуем с Владимиром Буковским, бывшим советским политзаключенным, членом федерального политсовета движения "Солидарность", Марком Фейгиным, бывшим депутатом Носударственной думы, членом федерального политсовета движения "Солидарность" и Федором Шеловым-Коведяевым, бывшим депутатом Верховного совета России, в 90 годы первым заместителем министра иностранных дел России. Как вы считаете, чем можно объяснить устойчивую антизападную риторику российского премьера?

Марк Фейгин: Здесь есть две существенных причины. Одна родовая. То, что странно было бы ожидать от человека с таким жизненным опытом, выходца из спецслужб другого отношения к свободному миру, западному миру, кроме как неприязнь и попытка свалить все беды на сам факт существования свободного западного мира. Это с одной стороны. С другой стороны, это, безусловно, утилитарные цели. Он понимает, что в нынешних условиях единственным спасительным кругом в его ситуации катастрофически падающего рейтинга и его популярности личности и вообще партии власти, олицетворяемой им, только антизападная риторика может стать тем спасительным кругом, за который стоит цепляться. Опять же в разрезе выдвинутых им симулякров в виде Евроазиатского союза. То есть на идее противопоставления можно каким-то образом вдохнуть новые силы в его 12-летнюю следующую итерацию. Мне кажется, здесь нужно искать две причины – родовую и утилитарную.

Владимир Кара-Мурза: Как вы восприняли укол в адрес русских, живущих в Великобритании, который сначала Владимир Путин сделал, обсуждая бюллетень, опубликованный в журнале "Коммерсант. Власть", а затем, обсуждая суд между Березовским и Абрамовичем, сказал, что "здесь деньги украли, здесь и надо их делить"?

Владимир Буковский: Вообще все эти заявления Путина здесь воспринимаются с большим юмором. Его обвинения в адрес участников манифестаций в том, что они какие-то западные деньги получают. Знаете, в советские времена мы привыкли, нас иначе не называли, как "платные агенты мирового империализма". Денег, правда, не платили, но обвиняли. Так что мы к этому привыкли, это дежурное у них объяснение. Я согласен с отвечавшим до меня. И конечно, он прав, когда говорит, что это служит попыткой консолидировать некие силы в стране, хоть как-то, хоть какую-то часть населения перекинуть на свою сторону параноическими объяснениями. У них мышление, к сожалению, чекистское. Вот оно как было, так и осталось, мелкого чекиста, не видящего большую картину, видящего только впереди себя. Отсюда все эти обвинения, отсюда все эти подозрения, попытки раздуть эти подозрения. Ничего нового, абсолютно ничего.

Владимир Кара-Мурза: Насколько продуктивны, по-вашему, очередные попытки Кремля слепить из Запада опыт врага?

Федор Шелов-Коведяев: Во-первых, я хочу солидаризироваться с Владимиром Путиным в отношении того, что мышление "холодной войны" должно быть оставлено. Само по себе высказывание, которое вы процитировали, оно и есть ярчайший пример мышления времен "холодной войны". То есть если такого рода мышление нужно отменять с одной стороны, то, наверное, надо отменять с другой, потому что иначе мнения будут поддерживать друг друга обоюдно и эта дурная бесконечность никогда не закончится. Это с одной стороны. С другой стороны мне представляется опасным, если власть предержащие окончательно убедят себя в том, что виновниками того, что случилось на выборах, является Госдепартамент Соединенных Штатов, МИ-5 или МИ-6 или еще что-нибудь такое, и что вообще к русскому народу манера, в которой он проголосовал, не имеет никакого отношения, а все это происки из-за рубежа, потому что это будет тогда показателем того, что соответствующие персоны не просто неадекватны реальности, но они не хотят видеть никакой реальности в том виде, в котором она существует на самом деле. И понятно, что это чрезвычайно опасно для страны, когда ее руководство находится в таком, помните, как в стихотворении о железной дороге Некрасова, находится в таком обаянии, то есть таком заблуждении относительно того, что же происходит в стране.
Должен сказать, что многочисленные контакты многих из нас, поскольку мы в самых разных общественных слоях общаемся, в самых разных ситуациях бываем, можно сказать, что, во всяком случае, в Москве и тех регионах, в которых мы бываем, скепсис в отношении "Единой России" достаточно высок. И это вполне понятно, потому что вся мерзость чиновничья, с которой люди сталкиваются на местах, она олицетворяется теми персонами, которые поголовно состоят в "Единой России". Поэтому как еще можно выразить свой протест, если не голосованием.

Владимир Кара-Мурза: Давайте послушаем то, как Владимир Путин объяснил свою антизападную позицию.

Владимир Путин: Радиостанция Свобода проходила у нас в установках как "пропагандистское подразделение ЦРУ США". Я когда работал в организации, известной вам, там так и написано было. Оно занималось в том числе агентурной деятельностью на территории Советского Союза, приобретала источники информации. Надеюсь, для благих целей. И вообще с тех пор многое изменилось. Почему мы не вместе? Во-первых, есть чисто технологические причины. Один из наших императоров в свое время, давая наставления своему сыну, говорил: "Нашей огромности все боятся". Так оно и есть и до сих пор это так.
Во-вторых, ведущая страна западного мира США с подозрением относится к нашему ракетно-ядерному потенциалу. И думаю, что совершает огромную ошибку, полагая, что сначала нужно изъять этот ядерный потенциал, а потом рассматривать нас как возможного союзника. Это мышление в рамках "холодной войны". И это не дает Европе работать с нами, как реально с потенциальным союзником.




Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG