Ссылки для упрощенного доступа

По делу Магнитского высказалось следствие


Сергей Магнитский
Сергей Магнитский
Министерство внутренних дел России опровергло обвинения со стороны адвокатов и коллег сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.

Магнитский скончался в московском СИЗО "Матросская тишина" два года назад. По версии следствия, его смерть была вызвана приступом сердечной болезни. Правозащитники и независимые эксперты уверены, что Магнитского пытали из мести за раскрытие хищения денег из бюджета, организованного высокопоставленными российскими чиновниками и силовиками.

8 декабря сотрудники Следственного департамента МВД России рассказали журналистам о том, почему нельзя считать достоверным недавно опубликованный фондом Hermitage Capital 100-страничный доклад об обстоятельствах ареста и гибели Сергея Магнитского в следственном изоляторе "Матросская тишина". По мнению замначальника Следственного департамента МВД России Александра Ягодина, некоторые выводы экспертов президентского совета по правам человека, которые ведут независимое расследование этого дела, также следует признать ошибочными.

Прежде всего, было заявлено, что Магнитский не юрист, как его называют коллеги, а аудитор (при этом журналистам продемонстрировали слайд с фото соответствующей записи в его трудовой книжке). Собственно, это обстоятельство, судя по логике следователей, и привело к тому, что Магнитский оказался под арестом. Когда начальник управления Следственного департамента МВД России Павел Лапшов рисовал перед журналистами схему, использованную Магнитским для оптимизации налогов, он все время оговаривался, что действия укладывались в рамки закона. Уследить, когда именно, по мнению следователей, оптимизация превратилась в преступление, оказалось практически невозможным:

— Он, являясь бухгалтером, являясь аудитором, имея экономическое образование, не мог в полной мере давать оценку своей юридической деятельности. Поэтому, пытаясь в целом организовать бизнес, формально соответствующий требованиям налогового кодекса, грань уголовно наказуемых деяний была, к сожалению для всей преступной группы, скажем так, нарушена…

Вслед за этим пресс-секретарь Следственного департамента МВД России Анжела Кастуева заявила следующее:

— Никаких обличающих показаний против сотрудников правоохранительных органов Магнитский никогда не давал. Какого-либо самостоятельного расследования он не проводил и нет никакого подтверждения голословным утверждениям о том, что он проводил какое-то расследование. На допросе он всего лишь воспроизводил последовательность событий — кто, когда, к кому приходил и какие документы изымал. В дальнейшем после этого первого допроса он вообще отказался от дачи каких-либо показаний. При этом он ни разу не уличал следователей в какой-либо заинтересованности. И, кстати, во всех случаях аргументация Магнитского сводилась к его несогласию с решениями следователя Сильченко, принятыми по данному уголовному делу...

Анжела Кастуева также сообщила журналистам, что ни в одном из 183 обращений, поданных Сергеем Магнитским и его защитой, не содержалось жалоб или ходатайств, так или иначе связанных с состоянием его здоровья. И вообще, для решения подобных вопросов участия следователя не требуется. Кроме того, была названа и причина смерти Сергея Магнитского в следственном изоляторе "Матросская тишина"- острая сердечная недостаточность.

— Никакой причинно-следственной связи между какими-то его избиениями, между какими-то тяготами и лишениями, которым он подвергался, нет, — заявил Павел Лапшов. — Причина смерти - острая сердечно-сосудистая недостаточность. Есть в судебно-медицинской экспертизе факты: на его теле присутствуют следы повреждений — на ногах и на руках от наручников. Но, опять же, результатами судебно-медицинской экспертизы установлено и четко зафиксировано, что причинно-следственных связей между этими повреждениями и смертью Магнитского нет.

— Сам факт избиений не то, что не подтвержден. По материалам дела, которое находится в следственном департаменте, таких фактов не установлено, — добавил замначальника Следственного департамента Александр Ягодин.

Когда же встал вопрос о законности помещения Магнитского в тюрьму в принципе, следователь Олег Сильченко, который вёл его дело, заявил, что Магнитский мог повлиять на свидетелей и скрыться. И вообще, решение о его аресте в конечном счете принимал суд, - с него, по мнению Сильченко, и нужно спрашивать:

— Сам Магнитский при его допросе сообщил данные о том, что он сфотографировался в фотоателье для оформления визы на выезд. Усомниться оснований не было… 99 процентов людей, находящихся в тех или иных ситуациях жизни — тем более в следственных изоляторах, — зачастую симулируют заболевания, поэтому голословное утверждение о наличии какого-либо заболевания требует проверки...

Выяснилось, что мероприятие, заявленное, как брифинг, на самом деле было первым заседанием рабочей группы по делу Магнитского, сформированной вскоре после ноябрьского заседания президентского совета. Сами члены совета, правда, узнали об этом за день до события. Поэтому на встрече мог присутствовать (и то недолго) лишь руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, который говорит:

— Мы с самого начала заявляем и будем заявлять: мы хотим реальной правовой оценки. И если мы понимаем, что кто-то из сотрудников следственного департамента МВД или оперативников не попадает под уголовное преследование, то мы просто будем готовить наши предложения по оценке служебной, административной ответственности.

* * *
Было видно, что многие вопросы, заданные журналистами, оказались неудобными для руководителей следственного департамента МВД. Тем не менее, участники брифинга старались (это было заметно) терпеливо на них отвечать. И, хотя журналистов упрекнули в субъективности - в частности, в том, что обвиняемых в тяжких преступлениях, те выставляют народными героями, а дело Магнитского в прессе "представлено однобоко и не соответствует действительности", - следующее заседание рабочей группы обещали сделать открытым для прессы.
XS
SM
MD
LG