В воскресенье, 27 ноября, съезд "Единой России" единогласно утвердил лидера партии, премьер-министра Владимира Путина кандидатом в президенты страны. "Единая Россия" первой из политических партий официально вступила в президентскую избирательную кампанию. В пятницу Совет Федерации назначил выборы главы государства на 4 марта.
Владимир Кара-Мурза: Съезд "Единой России" прошел в воскресенье в спорткомплексе "Лужники". 11 тысяч делегатов на главной спортивной арене страны тайным голосованием единогласно выбрали лидера партии, премьера Владимира Путина кандидатом на пост президента России на мартовских выборах 2012 года. Заседание прошло в расширенном формате с участием представителей координационного совета Всероссийского народного фронта. Кандидатура Владимира Путина была включена в бюллетень для голосования по утверждению кандидатом на пост президента России. Делегаты съезда голосовали, не покидая зал, туда вынесли урны для тайного голосования, и результат стал известен уже через несколько минут. За кандидата в президенты Путина проголосовали единогласно все 614 участников съезда. При этом в бюллетене для тайного голосования, фотография которого появилась в интернете, указана только фамилия действующего премьера, но не было граф "за", "против" и "воздержался". Эту тайну раскрыл один из членов партии депутат Государственной думы Александр Хинштейн. Премьер, выступая на съезде, вспомнил врагов из стана оппозиции и их зарубежных коллег. Он предупредил иностранные государства, пытающиеся повлиять на исход выборов в России, что "это напрасный труд, деньги на ветер".
О том, как повлияет выдвижение Владимира Путина в президенты на политическую атмосферу в стране, в нашей программе сегодня спорят Сергей Глотов, депутат Государственной думы первого, второго и четвертого созывов, член центрального политсовета партии "Патриоты России", кандидат в депутаты Государственной думы и Владимир Семаго, член московского регионального политсовета партии "Единая Россия", депутат Государственной думы четырех созывов. Какое впечатление на вас произвел вчерашний съезд "Единой России"?
Сергей Глотов: Я бы сказал, чудовищное, с одной стороны, а с другой стороны, просто смешное. Потому что я вспомнил события 35-летней давности, может быть 30-летней давности, когда подобные мероприятия проходили. Я сначала не мог понять речевку, когда смотрел канал "Россия-24", то хотел услышать, что же происходит. Может быть кричали "Ленин, партия, комсомол", сначала мне так казалось, из глубины вспоминал этих веков. Но потом услышал другие фамилии и другой слоган. Ни по форме, ни по содержанию, я думаю, что сегодня неприемлемо это шоу, говорящее о том, что 50% у так называемой партии власти нет, идя на выборы в Государственную думу. Конечно, разговор все в будущем времени: мы что-то сделаем, мы осуществим. Никакого нет отчета за прошлые годы, нет, собственно говоря, даже информации, что сделано. И голословные обвинения в адрес оппозиции. Оппозиция как раз и должна что-то обещать и говорить о светлом будущем, а власть должна в первую очередь отчитаться. Как только отчитаетесь, тогда можно говорить, наверное, о каких-то более возвышенных целях. А отчитываться, по-моему, нечем.
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, совпадают ли интересы партии власти, вчерашних делегатов съезда и интересы рядовых избирателей?
Владимир Семаго: Мне трудно назвать кого-либо рядовым избирателем в нашей стране. Потому что сам институт избирателей отсутствует. Мы вместе с моей родной партией, которую я считаю родной почти восемь лет, создали политическую систему, при которой избиратели в принципе не очень нужны. Потому что первое, что сделал Путин, когда пришел к власти, он выхолостил поляну, он убрал все конкурирующие партии, он снивелировал их до такой степени, что они перестали влиять на общество. Он поставил очень жесткий финансовый заслон для возникновения каких-то новых политических течений или движений. Он усилил и ужесточил порядок регистрации, что практически сделало невозможным вообще появление каких-либо новых политических образований. Более того, практика западных стран говорит о том, что нужно выбирать за деньги, и основной фетиш выборов в Америке – это кто сколько наберет денег на то, чтобы протащить своего кандидата. В нищей стране, которой является наша благословенная родина, этот метод вообще не действует, нужно было идти по другому пути, если ты хотел демократизации в обществе, а я уверен, что Путин до сих пор этого хочет, нужно было делать бесплатный выбор. Нужно было давать льготы налоговые для средств массовой информации, которые предоставляют в момент проведения выборов свои ресурсы, а потом давать им послабления: ребята, вы тогда бесплатно работали, а вот мы налоговую составляющую во имя демократии в стране вам предоставляем. Это первый момент.
Второй момент, Сережа правильно сказал, что нет избирателя, нет отчета. Если бы на секунду моя любимая партия, к которой я принадлежу, говорила бы или подразумевала бы внутренне, что у нее есть избиратель, она обязательно бы отчиталась. Потому что это же естественная процедура: тебя должны выбрать, ты перед этим должен дать партийный отчет, отчет коммунистической партии, любая партия отчитывалась. Сегодня отчета нет, потому что в 2002 году, может быть кто-то помнит в студии, было обещано, что каждому по квартире, снижение ЖКХ, снижение тарифов на естественные монополии, и по-моему, что-то было еще, чуть ли не покончить с преступностью или с коррупцией, что-то такое было. Ничего этого нет, об этом благополучно забыто. То, что на сегодняшний день загублен целый ряд отраслей, об этом тоже на съезде не говорилось, потому что в 2008 году Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что нужно обязательно возродить текстильную промышленность. После этого она подохла окончательно. Это не потому, что он так сказал, я его глубоко ценю, мне нравятся молодые люди.
Сергей Глотов: Осталось 7% от этой промышленности.
Владимир Семаго: Меньше даже. Это не промышленность – это уже фигня. Давайте разберемся с достижениями в том, чего у нас было больше всего – балет и космическая отрасль. В балете у нас сегодня танцует американский танцор, естественно, Волочкова потому что, на мой взгляд, это символ русского балета. Что касается космической отрасли, то я могу вам сказать, что, наверное, все эти "достижения", которые у нас есть в космической отрасли, они связаны с тем, что финансирование всей космической отрасли идет, как ни парадоксально, через один маленький банк, если он уже не умер на ближайший период, то я думаю, он все равно подохнет. Потому что там завязаны крупные деньги, и концы финансовые нужно будет так или иначе зарыть. Я вам могу сказать, что оборонка наша, для примера, есть НПО Энергомаш, которое последнее время получило два миллиарда рублей от Владимира Владимировича Путина в качестве бонуса, получила кредит на пять миллиардов рублей, было сказано, в том числе Ивановым, что эта отрасль развивается, Энергомаш великолепное предприятие, и потом оно тут же подохло. И что теперь делать, говорить о том, что мы будем вливать триллионы? Вам не во что вливать. Сегодня отрасли обороной как таковой, которую можно было бы возродить, не существует, нужно создавать заново. А законов – это не те триллионы, которые предлагают сегодня. Поэтому избиратель, возвращаясь к вашему вопросу – это нечто эфемерное сегодня, это то, что не воспринимается властью сегодня как некая данность. А значит говорить обо всех сопутствующих процессах просто не имеет смысла. Это я вам как патриот своей партии "Единая Россия" говорю. Я же хочу добра ей.
Сергей Глотов: РИА "Новости" цитирует съезд: "Такого вообще в истории не было, - это из выступления премьер-министра. - По сути убили промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу. В самое сердце России вонзили нож гражданской войны, довели до крови на Северном Кавказе и по сути дела подвели страну к катастрофе, к пропасти", - продолжал он. Из половины того, что здесь сказано, задаешься вопросом: а разве возродили промышленность, разве вернулись хотя бы к показателям 90 годов прошлого столетия в сельском хозяйстве? Что радикально хорошего произошло в социальной сфере? Поэтому тезис остается наш прежний, патриотический: вы сначала отчитайтесь, а потом избирайтесь.
Владимир Кара-Мурза: Писатель Эдуард Лимонов, председатель исполкома партии "Другая Россия", устал от навязывания российскому обществу фигуры Путина.
Эдуард Лимонов: Мы уже все не можем тащить на себе этого господина. Я бываю в разных местах и только и слышу, что все кряхтят, вздыхают и говорят: когда это кончится? Он, видимо, перешел какую-то границу терпения людей совершенно разных. Я не стану вдаваться в подробности, поверьте моему честному слову, что люди страдают от этого даже не политически, а по-бытовому. Все на что-то надеялись, думали, что-то изменится, может быть придут какие-то другие чиновники, их личная судьба куда-то продвинется каждого человека. А тут песня начинается сначала. Я думаю, что он не просидит и года – такой мой прогноз. Я обычно не даю четких прогнозов, чтобы не попасть впросак, но мне кажется, что в этот раз я не попаду впросак.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: Съезд "Единой России" прошел в воскресенье в спорткомплексе "Лужники". 11 тысяч делегатов на главной спортивной арене страны тайным голосованием единогласно выбрали лидера партии, премьера Владимира Путина кандидатом на пост президента России на мартовских выборах 2012 года. Заседание прошло в расширенном формате с участием представителей координационного совета Всероссийского народного фронта. Кандидатура Владимира Путина была включена в бюллетень для голосования по утверждению кандидатом на пост президента России. Делегаты съезда голосовали, не покидая зал, туда вынесли урны для тайного голосования, и результат стал известен уже через несколько минут. За кандидата в президенты Путина проголосовали единогласно все 614 участников съезда. При этом в бюллетене для тайного голосования, фотография которого появилась в интернете, указана только фамилия действующего премьера, но не было граф "за", "против" и "воздержался". Эту тайну раскрыл один из членов партии депутат Государственной думы Александр Хинштейн. Премьер, выступая на съезде, вспомнил врагов из стана оппозиции и их зарубежных коллег. Он предупредил иностранные государства, пытающиеся повлиять на исход выборов в России, что "это напрасный труд, деньги на ветер".
О том, как повлияет выдвижение Владимира Путина в президенты на политическую атмосферу в стране, в нашей программе сегодня спорят Сергей Глотов, депутат Государственной думы первого, второго и четвертого созывов, член центрального политсовета партии "Патриоты России", кандидат в депутаты Государственной думы и Владимир Семаго, член московского регионального политсовета партии "Единая Россия", депутат Государственной думы четырех созывов. Какое впечатление на вас произвел вчерашний съезд "Единой России"?
Сергей Глотов: Я бы сказал, чудовищное, с одной стороны, а с другой стороны, просто смешное. Потому что я вспомнил события 35-летней давности, может быть 30-летней давности, когда подобные мероприятия проходили. Я сначала не мог понять речевку, когда смотрел канал "Россия-24", то хотел услышать, что же происходит. Может быть кричали "Ленин, партия, комсомол", сначала мне так казалось, из глубины вспоминал этих веков. Но потом услышал другие фамилии и другой слоган. Ни по форме, ни по содержанию, я думаю, что сегодня неприемлемо это шоу, говорящее о том, что 50% у так называемой партии власти нет, идя на выборы в Государственную думу. Конечно, разговор все в будущем времени: мы что-то сделаем, мы осуществим. Никакого нет отчета за прошлые годы, нет, собственно говоря, даже информации, что сделано. И голословные обвинения в адрес оппозиции. Оппозиция как раз и должна что-то обещать и говорить о светлом будущем, а власть должна в первую очередь отчитаться. Как только отчитаетесь, тогда можно говорить, наверное, о каких-то более возвышенных целях. А отчитываться, по-моему, нечем.
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, совпадают ли интересы партии власти, вчерашних делегатов съезда и интересы рядовых избирателей?
Владимир Семаго: Мне трудно назвать кого-либо рядовым избирателем в нашей стране. Потому что сам институт избирателей отсутствует. Мы вместе с моей родной партией, которую я считаю родной почти восемь лет, создали политическую систему, при которой избиратели в принципе не очень нужны. Потому что первое, что сделал Путин, когда пришел к власти, он выхолостил поляну, он убрал все конкурирующие партии, он снивелировал их до такой степени, что они перестали влиять на общество. Он поставил очень жесткий финансовый заслон для возникновения каких-то новых политических течений или движений. Он усилил и ужесточил порядок регистрации, что практически сделало невозможным вообще появление каких-либо новых политических образований. Более того, практика западных стран говорит о том, что нужно выбирать за деньги, и основной фетиш выборов в Америке – это кто сколько наберет денег на то, чтобы протащить своего кандидата. В нищей стране, которой является наша благословенная родина, этот метод вообще не действует, нужно было идти по другому пути, если ты хотел демократизации в обществе, а я уверен, что Путин до сих пор этого хочет, нужно было делать бесплатный выбор. Нужно было давать льготы налоговые для средств массовой информации, которые предоставляют в момент проведения выборов свои ресурсы, а потом давать им послабления: ребята, вы тогда бесплатно работали, а вот мы налоговую составляющую во имя демократии в стране вам предоставляем. Это первый момент.
Второй момент, Сережа правильно сказал, что нет избирателя, нет отчета. Если бы на секунду моя любимая партия, к которой я принадлежу, говорила бы или подразумевала бы внутренне, что у нее есть избиратель, она обязательно бы отчиталась. Потому что это же естественная процедура: тебя должны выбрать, ты перед этим должен дать партийный отчет, отчет коммунистической партии, любая партия отчитывалась. Сегодня отчета нет, потому что в 2002 году, может быть кто-то помнит в студии, было обещано, что каждому по квартире, снижение ЖКХ, снижение тарифов на естественные монополии, и по-моему, что-то было еще, чуть ли не покончить с преступностью или с коррупцией, что-то такое было. Ничего этого нет, об этом благополучно забыто. То, что на сегодняшний день загублен целый ряд отраслей, об этом тоже на съезде не говорилось, потому что в 2008 году Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что нужно обязательно возродить текстильную промышленность. После этого она подохла окончательно. Это не потому, что он так сказал, я его глубоко ценю, мне нравятся молодые люди.
Сергей Глотов: Осталось 7% от этой промышленности.
Владимир Семаго: Меньше даже. Это не промышленность – это уже фигня. Давайте разберемся с достижениями в том, чего у нас было больше всего – балет и космическая отрасль. В балете у нас сегодня танцует американский танцор, естественно, Волочкова потому что, на мой взгляд, это символ русского балета. Что касается космической отрасли, то я могу вам сказать, что, наверное, все эти "достижения", которые у нас есть в космической отрасли, они связаны с тем, что финансирование всей космической отрасли идет, как ни парадоксально, через один маленький банк, если он уже не умер на ближайший период, то я думаю, он все равно подохнет. Потому что там завязаны крупные деньги, и концы финансовые нужно будет так или иначе зарыть. Я вам могу сказать, что оборонка наша, для примера, есть НПО Энергомаш, которое последнее время получило два миллиарда рублей от Владимира Владимировича Путина в качестве бонуса, получила кредит на пять миллиардов рублей, было сказано, в том числе Ивановым, что эта отрасль развивается, Энергомаш великолепное предприятие, и потом оно тут же подохло. И что теперь делать, говорить о том, что мы будем вливать триллионы? Вам не во что вливать. Сегодня отрасли обороной как таковой, которую можно было бы возродить, не существует, нужно создавать заново. А законов – это не те триллионы, которые предлагают сегодня. Поэтому избиратель, возвращаясь к вашему вопросу – это нечто эфемерное сегодня, это то, что не воспринимается властью сегодня как некая данность. А значит говорить обо всех сопутствующих процессах просто не имеет смысла. Это я вам как патриот своей партии "Единая Россия" говорю. Я же хочу добра ей.
Сергей Глотов: РИА "Новости" цитирует съезд: "Такого вообще в истории не было, - это из выступления премьер-министра. - По сути убили промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу. В самое сердце России вонзили нож гражданской войны, довели до крови на Северном Кавказе и по сути дела подвели страну к катастрофе, к пропасти", - продолжал он. Из половины того, что здесь сказано, задаешься вопросом: а разве возродили промышленность, разве вернулись хотя бы к показателям 90 годов прошлого столетия в сельском хозяйстве? Что радикально хорошего произошло в социальной сфере? Поэтому тезис остается наш прежний, патриотический: вы сначала отчитайтесь, а потом избирайтесь.
Владимир Кара-Мурза: Писатель Эдуард Лимонов, председатель исполкома партии "Другая Россия", устал от навязывания российскому обществу фигуры Путина.
Эдуард Лимонов: Мы уже все не можем тащить на себе этого господина. Я бываю в разных местах и только и слышу, что все кряхтят, вздыхают и говорят: когда это кончится? Он, видимо, перешел какую-то границу терпения людей совершенно разных. Я не стану вдаваться в подробности, поверьте моему честному слову, что люди страдают от этого даже не политически, а по-бытовому. Все на что-то надеялись, думали, что-то изменится, может быть придут какие-то другие чиновники, их личная судьба куда-то продвинется каждого человека. А тут песня начинается сначала. Я думаю, что он не просидит и года – такой мой прогноз. Я обычно не даю четких прогнозов, чтобы не попасть впросак, но мне кажется, что в этот раз я не попаду впросак.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.