Ссылки для упрощенного доступа

Адольф Сакс изобретатель «саксгорнов» и саксофонов и отец современного тенора саксофона Коулмен Рендольф Хокинс


ДС:- До введения в Евросоюзе столь нынче пинаемой, а то и проклинаемой общей валюты, евро, на бельгийской банкноте в 200 франков был изображен уроженец Динана в Валлонии Адольф Сакс. Банкнота вполне могла бы быть и французской, так как в 1842 году Адольф Сакс переехал в Париж, где открыл фабрику музыкальных инструментов, которые первоначально получили название «саксгорнов». Мировую известность ему принесло изобретение саксофона. Он взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон был получен 23 июня 1846 года.
Интересен глупейший факт: за пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело — его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорилось, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».
Сегодня мы займемся опровержением этого дурацкого обвинения.
В Пскове и Вятке, Владивостоке и Томске, Ереване и Одессе, а так же в Яффе, Окленде, Сеуле и Сан-Франциско – вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких и средних, а так же с нашей волшебной строчки svobodanews.ru. – LIVE или же в подкасте. У микрофона в Лютеции ваш неизменный ДС.

Coleman Hawkins - It's The Talk Of The Town – 3:06 (Coleman Hawkins - The Bebop Years - Proper Rds)

ДС: - «It's The Talk Of The Town», «Знаменитости города». Это же название носил популярнейший лондонский клуб, просуществовавший с 58 по 82 год. Но в основе это песня-стандарт 33 года Джерри Ливингстона (музыка), слова же были написаны Марти Саймсом. Заодно это еще и рубрика журнала Нью-Йоркер, как мне когда-то довелось упоминать.
Стандарт этот одна из восьми самых знаменитых сольных импровизаций тенор-саксофониста Коулмена Хокинаса, чей юбилей, а не Адольфа Сакса, мы и отметим сегодня. Хок (Hawk) – «Ястреб», он же «Bean»: в данном случае не боб или стручок, а «башка», «умница», как подсказывает нам одна из аннотаций к винилу Хока, родился 21 ноября 1904 года.
«Башка» или «Ястреб» дело тут скорее в том, что Хокинс был отцом современного саксофона. У него был единственный соперник, игравший в почти противоположном стиле – Лестер Янг. Увы, Лестер начал позже и закончил раньше. Об этом – в другой раз.
Но раз уж я назвал восемь шедевров Хока, вот остальные семь: «Stampede» 1926 год, «One Hour» 1929, «I wanna go back to Harlem» и «Stardust» - европейские гастроли конца тридцатых, «Body & Soul» 1939; «The Man I Love» 1943 и «Picasso» 1947.
Первую версию «Talk Of The Town» Хок записал в 1934 году с оркестром Флетчера Хендерсона. В данном случае «Знаменитости города» записаны 9 марта 1945 года в Лос-Анджелесе комбо самого Коулмена Хокинса. Хоуард МакГи – труба; Хок – тенор-сакс; Сир Чарльз Томпсон – рояль; Ален Риус – гитара; Джон Симмонс – контрабас и Дензил Бест – ударные.

Coleman Hawkins - The Man I Love – 7:16 (Coleman Hawkins - The Stanley Dance Sessions – LoneHillJazz)

ДС: - «The Man I Love», «Человек, которого я люблю» Джорджа и Айры Гершвиных. Версию, ставшую классикой, Хокинс записал с Оскаром Петифордом, контрабас и Шелли Манном – ударные в 1943 году. То, что вы услышали, было записано в 7 ноября 1955 года в нью-йоркском клубе «Храм Пифии» и, с Хоком – тенор-сакс, играли: Хэнк Джонс – рояль; Уендел Маршал – контрабас; Шэдоу Уилсон – ударные.


ДС. Адольф Сакс задумал свой саксофон, как инструмент способный перекрывать трубы, флейты и кларнеты. Он был предназначен, как для классических оркестров, так и для более легкомысленных духовых. Какое-то время он пользовался большой популярностью в военных марширующих оркестрах Европы. Но и композиторы классической музыки (к примеру, Гектор Берлиоз) приветствовали новый инструмент и писали для него музыку. Адольф Сакс преподавал класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах. Интересно, что в Новом Орлеане не существовало традиции игры на саксофоне. Он был слишком странным инструментом для первых джазменов. Чем-то вроде эйфориума или термивокса. Настоящее рождения саксофона состоялось в тридцатых годах и уже в Чикаго.
Ваш четырнадцатилетний сын перестал слушать попсу и даже «тяжелый металл» и теперь собирает коллекцию джазовых записей. Самый момент ему подсказать наши частоты или же наш адрес на Паутинке: svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Coleman Hawkins - Lover Man – 9:35 (Coleman Hawkins - Lover Man - ESOLDUN-INA)
(если только сакс и до трубы – то имя трубача нужно убрать)

ДС: - «Lover Man», «Возлюбленный, любовник…» пуэрториканского композитора и пианиста Роджера Рамиреза. Рамирез написал эту песню специально для Билли Холидей. Слова сочинил Джеймс Эдвард Дейвис: «О, мой возлюбленный, где же ты можешь быть…».
Хокинс (тенор) играл с Харри Эдисоном – труба; Сиром Чарльзом Томпсоном – рояль; Джимми Вудом – контрабас и Джо Джонсоном – ударные. Второе октября 64 года, зал Плейель, парижский джазовый фестиваль.
А вот та самая, знаменитая версия, Леди Дей:

4. Billie Holiday - Lover Man – 3:08 (Billie Holiday - Lady In Autumn – Verve)

ДС: - «Lover Man» - «Не знаю почему, но я чувствую себя ужасно грустной… Я ищу что-то, чего у меня никогда не было. Никаких поцелуев, ничего. Я столько всего потеряла! Мой возлюбленный, где же ты?»
Вопросик… А вся грусть песни в том, что ответа – нет!
Билли Холидей – вокал; сурдинка Роя Элдриджа; Джимми Роулес – рояль; Рей Календэр – контрабас; Коузи Коул – ударные. Двойной альбом фирмы «Verve», прошедший ремастеринг и вышедший под названием «Lady In Autumn».


ДС. Коулмен Рендольф Хокинс родился 21 ноября 1904 года в городке Сент-Джозеф, штат Миссури. Мать Коулмена, Корделия, была пианисткой и органисткой местной церкви. Она была уверена в том, что будущее ее сына – музыка. Она занялась музыкальным образованием сына и, после того, как он освоил пианино, купила ему виолончель. Ей представлялось, что сын ее станет знаменитым виолончелистом. Но в день рождения Хока (девять лет) она подарила ему C-melody sax. В Англии его называют C-tenor. Он был создан Адольфом Саксом вместе с F-sax’ом. Си-тенор звучал октавой выше простого тенора (его синоним – тенор-в-до), а эф-тенор был тенором-в-ми. Чисто физически, по размеру, C-melody сакс больше альта и меньше тенора. Особенностью этого саксофона является тот факт, что это не транспонирующий инструмент, на которых обычно реальная высота звука не совпадает с нотированной, отличаясь от нее на определённый интервал вверх или вниз. Упрощая, на таком C-melody легче играть с листа.
Получив свой первый сакс, Хок забросил и пианино и виолончель. И если раньше мать запирала сына в комнате на время уроков, теперь она должна была ему напоминать, что пришло время ужинать…
Короткие и средние «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. Live или в подкасте, вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Лютеции – Дмитрий Савицкий.

Coleman Hawkins - Body and Soul – 2:59 (Coleman Hawkins - Complete Recordings, 1929-1941 – Affinity)

ДС: - «Body and Soul», «Тело и Душа» Эдварда Хеймана и Роберта Сура. Запись, ставшая революционной, превратившая тенор-саксофон в лидирующий инструмент джаза. По праву считается шедевром Коулмена Хокинса. Оркестр Хока, 11 октября 39 года, Нью-Йорк.
Подростком Хокинс днем учился в Индустриальном Институте соседнего города Топика, а по уикендам играл в водевильных оркестрах Канзаса. Здесь его и заприметила Мамми Смис, популярная блюзовая певица, чей «Crazy Blues» разошелся миллионным тиражом. Ее оркестр «Гончие Джаза» был весьма престижным, так как в нем играл трубач Баббер Майли, будущая звезда оркестра Дюка Эллингтона. Второй звездой «Гончих» вскоре стал молодой Коулмен Хокинс. Ему было 17 лет, когда мать наконец-то разрешила ему отправиться на гастроли с «Jazz Hounds». На дворе был 22 год, а через год Хок, обогащенный опытом работы с «Гончими», перебрался в Нью-Йорк и начал играть в местных комбо. Он все еще нуждался в шлифовке и новых идеях и ему повезло – молодой человек, только что бросивший престижную работу дипломированного химика и ставший бандлидером, зазвал его в свой оркестр. Его звали Флетчер Хендерсон и в Нью-Йорке у него была тьма связей. В 24 году его оркестр получил ангажемент в нью-йоркском клубе «Alabam» и в секции трубачей появился новичок. Его звали – Луи Армстронг.

Coleman Hawkins – Laura – 4:30 (Coleman Hawkins - The Hawk Flies High – Riverside)

ДС: «Laura», стандарт 45 года Дэйвида Раксина и Джонни Мерсера. Идрис Салейман – труба; Джей-Джей Джонсон – тромбон; Коулмен Хокинс – тенор-саксофон; Хенк Джонс – рояль; Барри Голбрайс – гитара; Оскар Петифорд – контрабас и Джо Джонс – ударные. Март 57 года, Нью-Йорк.
Луи Армстронг покинул оркестр Флетчера Хендерсона в 1925 году, а Хок задержался еще на десять лет. Сатчмо и Хок не стали друзьями, но Хок многому научился от Армстронга. Сатчмо играл более современный джаз или, как пишут критики, у него был «modern style». Игра Хока стала более независимой от ритм-секции, звук стал плавным и текучим. А так как в звуке этом была невероятная сила и густота, он превратился на целых десять лет в звезду оркестра Хендерсона и к 1928 году уже был тем самым Хоком, который начал творить чудеса в студиях звукозаписи и на концертах.


ДС - Я надеюсь, что у нас еще будет время поговорить о ранних работах Хокинса. Пока же я предлагаю отправиться в Англию: на календаре март 34 года – Хок взял у Хендерсона «академический отпуск» и принял приглашение лондонского бандлидера Джека Хилтона выступать за 150 долларов в неделю в местных клубах. «Академический отпуск» Хока растянулся на шесть лет. Он уже был широко известен, он много записывался, но лучшие записи были впереди.
Биограф Хокинса, автор великолепной книги «Песня Ястреба», Джон Чилтон писал: «Было нечто особенное, специфическое в игре Хокинса и в его присутствие на сцене… Что-то ломающее барьеры между эзотерическим джазовым артистом и, чаще всего, слушателями-непрофессионалами. Хок не прилагал никаких особых усилий, чтобы подогнать свой стиль под европейскую публику и играл неразбавленный джаз. Но он делал это с таким мастерством и энтузиазмом, что легко завоевал сердца британских меломанов».
За Лондоном наступило время Парижа, скандинавских стран и Швейцарии.
Финишная прямая «Времени Джаза». Шум и треск эфира, и чистый прием с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в теряющей градусы Лютеции – ваш ДС.

Coleman Hawkins & Roy Eldridge - Joshua Fit The Battle Of Jericho – 10:05 (Coleman Hawkins & Roy Eldridge - Live In Concert – BandStand)

ДС: - «Joshua Fit The Battle Of Jericho», «Джошуа готов к битве при Иерихоне» - традиционный спиричуэл. Джошуа в православных текстах – Иисус Навин. Ньюпортский фестиваль 59 года. Дуэт Коулмена Хокинса и Роя Элдриджа, труба. Томми Флэнэган – рояль; Мэйджор Холли – контрабас и Эдди Локк – ударные.
На чем нам расстаться? Наследие Хокинса, счастливый случай в истории джаза, учитывая его дату рождения, обширно…
Как насчет бразильского Хока? Хока самбы и босановы с диска «Импульса» - «Desafinado»?
Композицию «Я помню тебя», «I Remember You», написали Виктор Шёртзингер и Джонни Мерсер.
С Хоком, тенор-саксофон; играют: Томми Флэнэгэн – рояль; Барри Голбрайс и Хоуард Коллинс – гитары; Мэйджор Холли – контрабас; Эдди Локк – ударные и Уилли Родригез – перкашн. Поздняя запись – сентябрь 62 года. Продюсер – Руди ван Гельдер, Хакенсак.
За сим позвольте пожелать вам веселой и удачной недели. Подкаст «Времени джаза» ждет вас на сайте svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай!

Coleman Hawkins - I Remember You – 3:56 (Coleman Hawkins - Desafinado – Impulse)

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG