Самовыдвиженец Леонид Волков создал в Свердловской области важный прецедент. Он смог выиграть суд у избирательной комиссии, которая отказала ему в регистрации, ссылаясь на большое количество недостоверных подписей. В ходе процесса Волков и его адвокаты смогли доказать, что все подписи были оставлены реальными людьми, разбив тем самым показания официальных графологов, услугами которых пользовалась избирательная комиссия. Эти эксперты, например, Тамара Изотова, неоднократно отбраковывали подписи претендентов на участие в выборах, например, представительницы партии "Яблоко" Ирины Скачковой, которой было отказано в регистрации на тех же основаниях, что и Леониду Волкову. Теперь Скачкова собирается обращаться в правоохранительные органы:
Ирина Скачкова: В начале этого год а феврале месяца я была снята с выборов на основании того, что графолог забраковал у меня подписи. Уже тогда было составлено заявление, чтобы возбудить уголовное дело, потому что нарушено мое избирательное право. Но по определенным причинам это не было сделано. Сейчас уже есть судебный прецедент того, что графолог у нас может быть неправ. Я хочу по этому поводу подать на возбуждение уголовного дела, чтобы уже более тщательно были проверены все подписи, которые были забракованы и человек, который допустил такое нарушение, был наказан.
Екатерина Петрова: "Ситуация со сбором и проверкой подписей в свердловской области всегда была сложная", - говорит руководитель регионального отделения "Справедливой России", депутат Государственной Думы Александр Бурков. По его словам, мнение официальных графологов часто непререкаемо, и пройти процедуру регистрации по подписям, по крайней мере, до последнего времени было практически невозможно:
Александр Бурков: То, что происходило весной этого года в городах Первоуральск и Березовский, где по графологической экспертизе отказывали в регистрации людям, при том, что на заседании стояли люди и говорили, что это моя подпись. Им отвечали, а мы вашему слову не верим, мы верим экспертам, которые сказали, что это не ваша подпись. Вот этот цинизм на сей раз был остановлен. И я надеюсь, что это удар по рукам избирательной комиссии, которая вела себя, я считаю, незаконно и неприлично. Здесь прецедент простой - мы видим, что суд становится реально независимым. И дай бог, чтобы это продолжалось.
Екатерина Петрова: Юристы отмечают, что сама по себе процедура сбора подписей себя, что называется, дискредитировала. Практика, например, избирательного залога – была куда более прогрессивнее. Адвокат Андрей Бельянский считает, что ее отменили зря:
Андрей Бельянский: Этот механизм сам по себе, видимо, действительно, не очень современен. Сейчас, поскольку, не народ выдвигает кандидатов, а для этого придуманы инструменты, например, партии. Раньше существовал такой инструмент как избирательный залог. Этот механизм - как выдвижение через сбор подписей - он стал некой механикой такой, который используется кандидатами бездумно. Сейчас это стало определенным барьером, потому что этот механизм в нашей стране перестал работать. Потому что кандидаты появляются по-другому.
Впрочем, политологи и представители оппозиции неоднократно отмечали, что подписи – на самом деле это механизм недопущения до выборов неугодных кандидатов, и отменять эту процедуру, скорее всего, никто не будет.