Ссылки для упрощенного доступа

G20 в борьбе с европейским кризисом


Президент Франции Николя Саркози, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (слева направо) на саммите G20.
Президент Франции Николя Саркози, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (слева направо) на саммите G20.
Саммит G20 в Канне, планировавшийся как форум для обсуждения стимулирования экономического роста, превратился в чрезвычайную встречу по борьбе с европейским финансовым кризисом.

Европейцы призывают мир помочь им разрешить проблемы, а мир в лице Соединенных Штатов и Китая призывает европейцев решительнее бороться с трудностями, которые угрожают всему миру.

Группа двадцати самых развитых стран мира намерена 4 ноября представить доработанный план действий, нацеленный на оживление экономики и рост занятости. Планом предполагается привлечение дополнительных средств Международного валютного фонда. Эта тема была обсуждена на специальной встрече представителей Франции, Германии, Евросоюза, МВФ и президента Обамы во второй половине дня 3 ноября.

Согласно неофициальной информации, в обновленном проекте плана экономических действий G20 подтверждаются заявленные ранее обязательства стран с положительным торговым балансом активизировать спрос на внутреннем рынке и помочь сбалансировать мировую экономику. Проект также содержит обещание Италии устранить свой бюджетный дефицит к 2013 году. Пока неясно, содержит ли данный проект новые обязательства или новую стратегию этих стран. Италия продолжает отрицать вероятность обращения в МВФ за содействием в финансировании ее долгов.

Президент Барак Обама перед началом саммита встретился с лидерами Франции и Германии – стран с самой крупной в Европе экономикой, которым принадлежит ведущая роль в попытках разрешить долговой кризис на континенте. Обама заявил, что урегулирование этой проблемы жизненно важно для здоровья и американской экономики:

– Предстоят два очень напряженных дня. Центральная тема наших дискуссий на саммите – как усилить глобальный экономический рост и вернуть людям работу, – подчеркнул президент США.

Саммит совпал с пиком не только экономического, но и политического кризиса в Греции, связанного с намерением премьера страны Георгиоса Папандреу провести референдум о принятии пакета экономической помощи Евросоюза. Между тем, американские официальные лица считают, что чем бы ни закончилась политическая драма в Греции, Европа должна предотвратить долговой коллапс стран с более масштабной экономикой, таких как Италия и Испания. Вот что заявил заместитель советника президента США по национальной безопасности Майк Фроман:

– Ситуация в Греции подчеркивает необходимость действовать быстро в выработке комплекса защитных мер, который обеспечивал бы достаточно надежные и эффективные гарантии того, что кризис не перекинется от одной страны к другой.

Фроман также заявил, что, хотя Соединенные Штаты готовы делиться с Евросоюзом опытом преодоления финансовых проблем, не стоит рассчитывать на то, что долговой кризис в еврозоне будет преодолеваться за счет американских налогоплательщиков.

Как американские наблюдатели оценивают предварительные итоги саммита G20? Продвинулись ли участники саммита в Канне к преодолению кризиса, угрожающего еврозоне? На этот вопрос Радио Свобода ответил эксперт института American Enterprise Даниэль Хансон:

– Нынешний саммит, я уверен, не положит конец взаимным обвинениям стран юга и севера Европы, считающих противоположный регион виновником кризиса. В то же время наверняка будет принята общеуспокоительная декларация о том, что участники делают все для того, чтобы стабилизировать ситуацию. И, действительно, кое-чего они добились. Так, греческий премьер Папандреу, уступив нажиму Германии и Франции, не говоря уже о давлении мировых финансовых рынков, отказался от проведения референдума по антикризисному плану, утвержденному Евросоюзом. При этом греческой демократии был причинен большой урон, и я не уверен, что его окупит та небольшая экономическая помощь, которую готовы предоставить Афинам европейские и неевропейские государства – члены "Большой двадцатки", – подчеркнул Хансон.

Половинчатым и неадекватным эксперт института American Enterprise считает обещание, добытое G20 у Италии: сократить дефицит госбюджета за счет урезания социальных программ. Больших результатов Даниэль Хансон ждет от проходившего на саммите обсуждения идеи Международного валютного фонда о создании европейскими и неевропейскими членами "двадцатки" нового механизма краткосрочного кредитования стран Европы, попавших в тяжелое положение по независящим от них причинам. Например, Испании, чьи собственные трудности резко усугубил кризис, разразившийся в Греции:

– Что касается будущего евро, то теперь я еще сильнее убежден, что исключение из еврозоны Греции, Италии, Португалии и Испании только укрепит европейскую валюту в долгосрочном плане. И этот сценарий представляется все более реальным. В отличие от стран юга Европы, Германия и Франция не нуждаются в мерах Европейского Центрального банка, которые могут повлечь падение курса евро, – отметил Даниэль Хансон.

По мнению сотрудника института Мировой экономики имени Питерсона Николаса Верона, выживание европейской валюты зависит, в первую очередь, от решений политических, а не экономических:

– Евросоюз нуждается в создании общеевропейских структур, которые контролировали бы бюджетные расходы и финансовую дисциплину в странах-участницах – по образцу Европейского Центрального банка, координирующего сегодня их кредитно-денежную политику, – считает Николас Верон.

Интересно, что в американских СМИ пока нет анализа многочисленных дискуссий, происходивших на Каннском саммите G20. Оценки, вероятно, появятся в большом количестве после обнародования 4 ноября итогового коммюнике встречи.
XS
SM
MD
LG