Ссылки для упрощенного доступа

В США не удивились Путину-2012


Выдвижение Владимира Путина кандидатом в президенты России в целом спокойно воспринято наблюдателями в Соединенных Штатах.

Корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов обсудил эту новость с профессором университета Джорджа Мэйсона в Виргинии Марком Катцем - политологом, специализирующимся на российской проблематике.

- Удивило ли вас ожидаемое возвращение Владимира Путина в Кремль?

- Нет, я не вижу здесь никакого сюрприза. Я уверен, что Владимир Путин баллотировался бы кандидатом в президенты России в любом случае, чего бы это ему ни стоило. Он действительно желал вернуться на пост президента. Некоторые предполагают, что Путин идет на это вынужденно. Но я считаю, что он действительно хочет быть общепризнанным первым лицом в стране, ему нравится эта роль. Обратная рокировка, свидетелями которой мы стали в минувшую субботу, подтвердила очевидность того, что Дмитрий Медведев является не самой сильной персоной. Он не может выступать против Путина в предвыборной конкуренции. Но я не считаю нынешний момент переломным. По существу перелом произошел намного раньше, когда Путин получил власть от ушедшего в отставку Ельцина, а через четыре года был без особого труда переизбран. Путин настроил систему под себя с самого начала. Cейчас он просто хочет, чтобы она продолжила функционировать в его стиле; этого хотят и все, кто его окружает.

- Каким будет новый Путин в отличие от Путина образца 2000-2008 годов? На ваш взгляд, станет ли россиянам лучше жить, когда Путин вернется в Кремль?

- Путину предстоит шестилетний президентский срок. Это означает, что у него будет определенный запас времени для проведения жесткой линии в сфере экономики, если он этого пожелает, не надеясь на переизбрание в 2018 году. Хотя я почти не сомневаюсь, что он будет стремиться к этому переизбранию. Судя по тому, как незадолго до съезда "Единой России" Путин говорил, что стране предстоит нелегкий период, мне кажется, что он готовится к проведению непопулярных мер, которые заставят россиян затянуть пояса. Скорее всего он воздержится от этих мер до проведения президентских выборов. Но исподволь он готовит россиян к наступлению более трудных времен.
Путин, судя по всему, полагает что многие экономические проблемы сосредоточены на Западе, что государственная задолженность Соединенных Штатов и ряда стран Европы - это те проблемы, к возникновению которых он не приложил руку. Он, вероятно, продолжит утверждать что многие экономические трудности России вызваны внешними причинами - и это отчасти верно. Но большая проблема в том, что если замедление темпов экономического развития на Западе продолжит снижать цены на сырую нефть и газ, то Россия как крупнейший экспортер этого сырья безусловно тоже пострадает. Путин в течение первых своих двух президентских сроков получил огромное преимущество от неуклонного роста цен на нефть. Но если третий срок Путина совпадет с устойчивым падением цен на нефть - это будет большим препятствием при реализации его экономической политики. И он с этим практически ничего не сможет поделать. Глобальный рынок не может контролироваться одним человеком.

- Какова, на ваш взгляд, вероятность политической модернизации России во время третьего президентского срока Владимира Путина?

- Думаю, что она невелика. Путин убедил себя в том, что только он способен управлять страной должным образом. Но он может повторить судьбу Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, который, проявляя определенный динамизм в первые годы своего правления Советским Союзом, в последние годы заметно утратил политическую дееспособность. Если Путин действительно намерен изменить Россию к лучшему, он был бы заинтересован в создании институтов, способных эффективно работать после его ухода. Но я пока не вижу у него такого замысла.

- Повлияет ли возвращение Путина на судьбу перезагрузки американо-российских отношений, начало которой связывают с именами президентов Медведева и Обамы?

- Я не сомневаюсь в том, что решения по перезагрузке отношений Вашингтона и Москвы, номинально с российской стороны принимаемые президентом Медведевым, предварительно получали одобрение Путина в его бытность российским премьером. Вместе с тем, в отличие от Медведева, Путин лично менее дружественен по отношению к нынешнему президенту Соединенных Штатов Бараку Обаме, политические позиции которого выглядят уязвимыми за год до президентских выборов в США. Я не думаю, что Путин будет делать все от него зависящее чтобы поддержать Обаму, хотя очевидно, что среди нынешних республиканских претендентов на номинацию кандидата в президенты США нет людей, настроенных к России более благожелательно чем Обама. Так что я не ожидаю, что возвращение Владимира Путина на пост президента России особо углубит российско-американскую перезагрузку. С другой стороны, я не вижу и предпосылок к тому, что ей наступит конец.
XS
SM
MD
LG