Ссылки для упрощенного доступа

11 сентября, день сноса мечети


Соборной мечети в Москве больше нет
Соборной мечети в Москве больше нет
В Москве снесена Соборная мечеть, построенная в начале прошлого века по проекту архитектора Николая Жукова. Руководство Центрального духовного управления мусульман России подчеркивает, что на месте разрушенной мечети будет возведено новое здание большей вместимости, а защитники культурного наследия столицы протестуют и говорят о невосполнимой потере.

Актом варварства, помноженного на административный произвол, назвали снос Московской соборной мечети в движении "Архнадзор". В заявлении, распространенном этой общественной организацией, в частности, говорится: "Никакие соображения необходимости увеличения вместимости мечети не могут служить оправданием сноса здания, которое обладало уникальной историко-культурной и мемориальной ценностью не только для мусульман, но и для Москвы в целом… Судя по всему, московским городским властям не нужны ни совет по культурному наследию, ни само культурное наследие", - делают вывод активисты движения "Архнадзор".



– Это апофеоз 20-летнего московского вандализма, – говорит историк, координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин. – Снос храма - это совершенно беспрецедентный случай. Последние случаи уничтожения каменных храмов произошли в 70-е годы. Все помнят, например, Казанскую церковь на Якиманке – снесена в 1972 году к приезду президента Никсона. Сейчас на этом месте памятная часовня. Но мы говорим о вандальных сносах, осуществленных атеистическим государством. Сносы храмовых зданий по желанию общины, по действительному или по мнимому пожеланию церковноначалия закончились до 1917 года. Последним такую замену здания – путем сноса и строительства нового - осуществила лютеранская община в Старосадском переулке в 1900-х годах, больше 100 лет назад. Православная община последний раз сделала это, по нашим подсчетам, в 1884 году: тогда была снесена церковь Троицы на Шаболовке. Православные общины около 130 лет не практикуют подобные вещи. Общины давно поняли, что храм нельзя просто снести (при том, что его главная функция – богослужебная): как памятник истории, как памятник архитектуры он принадлежит всем. К сожалению, с Московской соборной мечетью случилось иное, – отмечает Рустам Рахматуллин.

Роковую роль в судьбе Московской соборной мечети сыграло отсутствие единства по этому вопросу внутри российской мусульманской общины. Особую позицию занимало Центральное духовное управление мусульман.

– До сих пор сторонники этого сноса говорят, что это частная собственность, что это дело исключительно мусульманской общины, – продолжает Рустам Рахматуллин. – И это при том, что мусульманские общины и муфтияты занимают разные позиции по этому поводу. Почти все муфтияты выступили на защиту этого здания. Оно было лишено статуса выявленного памятника по единственной причине - по просьбе Духовного управления мусульман европейской части России. ДУМЕР ссылается на решение экспертов Москомнаследия, на протокол – прочитав который, мы обнаружим, что там не обсуждаются научные критерии ценности. Те, кто голосует за вывод мечети из списка памятников, делают это просто потому, что есть просьба ДУМЕР. Почему невозможно было правительству Лужкову – а взрываются мины, заложенные именно им – выбрать другое решение, дать для нового здания мечети другой участок? Почему бы проектировщикам комплекса мечети и Духовному управлению мусульман не предложить другое архитектурное решение в пределах этого землеотвода? Почему непременно надо было заменить историческое здание? Возвращаясь к опыту христианского современного храмостроительства в Москве, мы видим: старый храм остается неприкосновенным, может появиться второй храм на той же территории, и это позволит сохранить первый. Существует множество корректных решений. Почему всегда выбирается худшее?

К сожалению, получить официальный комментарий мусульманского духовенства оказалось невозможным - на звонки не отвечал даже телефон пресс-секретаря совета муфтиев России . Своя версия произошедшего - у председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля:

– Я полагал бы, что при наличии всего 4 мечетей в Москве, их надо строить, а не сносить. Но, видимо, Совет муфтиев считает, что цифра 4 настолько грандиозная, что они предпочли снести одну из старейших мечетей. Совершенно очевидно, что за этим стоят какие-то не совсем ясные и не совсем прозрачные намерения. Потому что объяснения, которые давались в этой связи – якобы на 8 градусов мечеть уходит от направления на Мекку, - на мой взгляд, не совсем адекватны. В конце концов, вектор внутри пространства легко поменять вместо того, чтобы сносить. Я думаю, что здесь дело в другом: вокруг строительства нового здания и всего этого места шли какие-то неблаговидные махинации с фондами, с пожертвованиями, - считает Гейдар Джемаль.

Представители движения "Архнадзор" сообщают, что еще в конце минувшей недели официального ордера на снос здания Соборной мечети не существовало. Это означает, по их словам, что снос был еще и незаконным.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG