Ссылки для упрощенного доступа

Солдата спрятали от "Солдатских матерей"


Андрей Попов очень хотел служить в армии...
Андрей Попов очень хотел служить в армии...
30 августа стало известно об ухудшении здоровья 30-летнего солдата-срочника Андрея Попова. Военные считают его дезертиром, сбежавшим из части 11 лет назад. Сам Попов утверждает, что был похищен и находился в рабстве. Сегодня он нуждается в госпитализации, заявляют правозащитники.

Пока следствие выясняет, дезертир он или пленник, Андрей Попов проходит одну врачебную комиссию за другой. 11 лет назад Андрей пропал из воинской части в Саратовской области. На него было заведено уголовное дело о дезертирстве. Сам солдат говорит, что все это время находился в плену в Дагестане, а сбегать из армии не собирался:

– Конфликтов никаких абсолютно, дедовщины не было. Даже не собирался убегать из армии. У меня отношения хорошие были. Бывало такое, что на работу выходишь по воскресеньям, но в те годы это прилично было, как говорится. Где землю копаешь, где строительные работы, где фундамент, где штукатурка, – рассказал корреспонденту Радио Свобода Андрей Попов.

По дороге на одно такое частное строительство солдата, по его словам, похитили и увезли в Дагестан работать на кирпичном заводе:

– В пять утра у нас подъем был, в шесть часов – уже на работе все. И в десять часов в летнее время заканчивали, до десяти мучили. Кормежка, конечно, не домашняя, даже не сравнить с нынешней армейской едой…

Сбежать Андрею из плена, по его словам, удалось с третьей попытки. 20 дней он добирался до своего дома в небольшом городке Ершов:

– Меня мать сначала даже не узнала. Потом в обморок упала – мы ее просто-напросто с младшим братом еле откачали. Брат, сестра, мать говорили, что уже два раза хоронили меня…

Вспоминает сестра Андрея Ольга Попова:

– 18 августа мне позвонила мама и сказала, что вернулся Андрюшка. Я не могла в это поверить. Мама сначала не могла даже слова сказать, потому что отходила от шока. Потом сказала, что он худой, обросший весь, глаза впалые. Говорит: на 10 лет старше своего возраста. И на следующий день утром мы с мужем собрались, поехали туда. Но я его уже не увидела дома, потому что он утром пошел в милицию и его закрыли. Не разрешали ему видеться ни с родными, ни с кем, – говорит Ольга.

На следующий день после своего возвращения Андрей Попов пошел в местную полицию, где был задержан и отправлен в камеру на 7 суток. Причина - уголовное дело 11-летней давности о самовольном оставлении части.

Ззаместитель руководителя отдела военно-следственного управления по Центральному военному округу Алексей Садовский напоминает, что уголовное дело по факту самовольного оставления войсковой части 14460 Андреем Поповым было возбуждено еще в 2000 году:

– На данный момент Андрей Попов проходит службу в войсковой части 50661. При допросе он пояснил, что все 11 лет, когда находится не в расположении части, он был в республике Дагестан, где работал на одном из кирпичных заводов, и, якобы, был лишен свободы. Те показания, которые он дал, сейчас тщательным образом проверяются, направлены запросы в республику Дагестан. Военно-врачебная комиссия проведена. Состояние здоровья у него нормальное, удовлетворительное. Условия нормальные, его все устраивает, все хорошо, – сообщил Алексей Садовский.

Между тем, Андрей Попов весит сейчас 58 килограммов. Медицинское освидетельствование подтвердило наличие у него переломов костей.
Сестра Андрея уверена, что ее брата избивали в плену, и, по ее словам, следует возбудить уголовное дело о похищении, а не обвинять солдата в дезертирстве, которого не было:

– Андрей очень хотел в армию. Когда пришла повестка, радостно отреагировал. Там все плакали, а он с радостью пошел в армию, доволен был. Потом нам пришло письмо, что он самовольно покинул часть. 2 октября прислали письмо, что он пропал. Конечно, это была трагедия, мы все были в шоке. Потому что незадолго до этого он приезжал домой – ни на что не жаловался, ничего плохого не рассказывал. Не могли поверить, что он самовольно ушел. Из-за чего? Почему? У нас было очень много вопросов. Потому что если бы он жаловался, то это другое дело, а никаких жалоб не было, ничего. Ни с того, ни с сего раз – и ушел? К нам приезжали его искать. Один раз приехали ночью, проверили дом – у нас он или нет. А чтобы конкретно искать, в части, – нет, не искали. Мы когда начали его искать, в "Жди меня" писали. Мать приехала в часть, ей там сказали: "Он самовольно покинул часть, он дезертир". Всё. Мы надеялись, что все же Андрей найдется. Что нет его в живых – просто не хотели верить. Может быть, например, ударился головой, память потерял и где-то, в какой-то деревне живет, не знает, как его зовут… Вот мы думали о чем. Мало ли что случается в жизни…

Если Андрей Попов будет обвинен в дезертирстве, ему грозит до 7 лет лишения свободы. Пока идет следствие, его направили в воинскую часть дослуживать. Адвокаты солдата заявляют, что это незаконно: призывной возраст – до 27 лет, а Андрею Попову уже 30. Неясно также, сколько он должен "дослуживать". Когда Попова призывали, служить ему предстояло два года, но по нынешнему законодательству срок службы призывника – один год. К тому же, подчеркивает адвокат Юрий Милешин, при задержании Андрея Попова были допущены нарушения:

– Задержание, по Уголовно-процессуальному кодексу, можно производить на 48 часов. После 48 часов – пожалуйста, либо отпускайте, либо ведите его в суд, пусть выдают санкцию на арест. Но они поступили таким образом, чтобы шумиху не раздувать: взяли его и избрали такую меру пресечения: "наблюдение командованием войсковой части"...

Командование воинской части, где сейчас проходит службу Андрей Попов, не пускает к нему представителей общественных организаций. Говорит Лидия Свиридова, председатель Саратовского Союза солдатских матерей:

– Нам отказывают в общении с ним, что является нарушением закона об общественных объединениях, нарушением прав Андрея и карается, кстати, в уголовном порядке. Мы сегодня с родственниками Андрея даже обсуждали вопрос объявления голодовки с единственным требованием – допустить к нему представителей Союза солдатских матерей. Потому что мы сегодня не владеем той информацией, которая нам нужна, чтобы составить собственную картину его защиты.

По словам Лидии Свиридовой, из дагестанского плена Андрей Попов попал сначала в плен к полицейским, а потом и к военным. Сам же Андрей мечтает только об одном:

– Эти 11 лет у меня мысли были только о доме. Даже сейчас думаю: быстрее бы отпустили, бегом бы домой добежал! Никакого транспорта не надо. Я домой пешком бы дошел.
XS
SM
MD
LG