На Алтае стоит жаркое политическое лето. Добровольно-принудительно уходят в отставку избранные мэры городов. Отменяются сами выборы. Одновременно партия власти укрепляет свои ряды и готовится к новым выборам. Об особенностях региональной политической кухни мы беседуем с политологом Константином Емешиным, руководителем Гражданской ассамблеи Алтайского края, редактором независимой газеты «Жизнь Алтая». Константин Николаевич, как вы оцениваете результаты прошедших праймериз «ЕР и «Народного фронта»?
Константин Емешин: Они, естественно, показали оглушительный успех губернатора. И как иначе – его аппарат был организатором. Выборщики его и избрали. Вторая задача была четко поставлена из Москвы – на втором месте должен быть Сергей Неверов, исполняющий обязанности секретаря президиума Генсовета «Единой России». Она тоже была выполнена. Затем решалась задача найти спонсора, кто будет финансировать избирательную компанию. Нашлась фирма, имеющие российские амбиции. Ее руководитель получил третье место. Еще были рекомендации Москвы – продвинуть генерала ФСБ и питерского депутата. Однако на первых площадках праймериз аппарат что-то там упустил, и оба они провалились куда-то в третью десятку. И мне было смешно видеть, как губернатор лично ходил с генералом, всем его представлял. В итоге они поднялись в рейтинге и попали в первую десятку. С другой стороны немало действующих депутатов с опытом публичной работы отказались вновь выдвигаться в Думу, кто-то испугался. В итоге в списке очень мало узнаваемых публичных людей, с опытом. Но может быть так и задумывалось, чтобы было определенное качество самой Думы. Но «Единая Россия» с этим праймериз получила определенную головную боль…
Олег Купчинский: В последние недели Барнаул заполонили листовки и газеты от имени «Справедливой России». Там партия грозит должникам за коммунальные услуги всеми карами – и выселением из квартир, и даже лишением гражданства. Эсеры заявили, что это фальшивка в интересах «единороссов». Представители партии власти, естественно, отказываются. Как вы думаете, кто может за этим стоять?
Константин Емешин: Как политтехнолог могу сказать, что цель организаторов – любой ценой привить у людей брезгливость к самим выборам, дискредититорвоатть сам институт выборов, нежелание в них участвовать. А чем меньше явка, тем больше процентов может набрать «Единая Россия». И неважно кто это делает, обычно это фирмы. Они нейтральны. Самое печальное, что это листовки высокого качества, на мелованной бумаге. Они отдираются от дверей подъездов вместе с краской. Беспокоит бездействие правоохранителей. Обычно милиция в два счета находит изготовителей всяких листовок, а тут тишина…
Олег Купчинский: Барнаул вошел в числе городов, где сняли плакаты партии «Правое дело». Как вы думаете, кому здесь помешал Михаил Прохоров?
Константин Емешин: Есть тупая, мощная вертикаль власти. Стоит перед чиновникакми задача обеспечить «Единой России» 65%. И они других задач не понимают…
Олег Купчинский: Но ведь это же не Парнас. «Правое дело» вроде бы тоже кремлевский проект…
Константин Емешин: Что такое «кремлевский проект»? С определенной позиции рассуждая, Партия народной свободы – тоже кремлевский проект. Я и Владимиру Рыжкову это говорил. Он спорил – как это мы – кремлевский проект! Нет, мы сами… Я ответил – вас загнали в одно стадо, чтобы потом слить. Результат получился не по замыслам Рыжкова, Милова и Немцова, а по плану Кремля – собрать вместе этих политиков, а потом партию не зарегистрировать.
Олег Купчинский: Константин Николаевич, а можно ли выявить фальсификации на выборах?
Константин Емешин: Это предельно просто. Достаточно трех наблюдателей, которые отмечают число проголосовавших избирателей. Ведь их точная численность – определенная преграда для фальсификаций. Ее сложно фальсифицировать. Но фальсификации уже начались. На 1 июля должны были опубликовать число избирателей. Когда будет 15% явка, нам скажут – ну что это за выборы. Поэтому власти выгодно уменьшить число избирателей и тем самым повысить явку. Отсюда – появление дополнительных списков, а общая численность не подскочит… Путем статистических ухищрений обеспечить явку хотя бы 20%
Олег Купчинский: Власть активно укрепляет свою вертикаль. Но может быть, проблемы, волнующие людей стали решаться более успешно?
Константин Емешин: Нет у нас власти сегодня! Сегодня ко мне на «Гражданскую ассамблею» обратился житель пригородного поселка. У него по соседству с домом стоит столб, он стал клониться на дом. Все ведомства отфутболивают. Глава района, чиновники губернатора только кивают и обещают… Вопрос больше года на контроле. А 6-киловольтный столб падает и падает. Зачем вся эта вертикаль, если элементарный столб укрепить не могут?!