Один из старейших театров малых городов России, Балашовский драматический, только что получивший награду "Золотой Арлекин" на областном театральном конкурсе, а также звание "Бренд-лидер года", - буквально разгромлен за три месяца, а его труппа доведена до предела отчаяния. Все это на языке чиновников называется процессом оптимизации. Во всяком случае, это единственное, что удалось узнать по телефону у пресс-секретаря министерства культуры областного правительства Светланы Кузнецовой:
Светлана Кузнецова: "Сейчас везде идет оптимизация в культуре, есть и лишние ставки, есть проблемы давно накопленные. Для того, чтобы в этом разобраться, все равно нужно время, потому что не хочется говорить ненужных слов, хочется, чтобы все было взвешено.- Нет, но с чего начался конфликт, можно сказать сейчас уже, в этом не надо разбираться?,- Так, оставьте ваши координаты, я пока ничего не готова сказать..."
Ольга Бакуткина: "Оптимизация" в отдельно взятом Балашовском театре заключалась в том, что штатное расписание местные власти решили сократить на треть. Казалось бы разумно - почему не убрать свободные ставки?Но оклады в театре мизерные, а штат включает помимо актеров еще и работников цехов: монтировщиков, осветителей, есть столярный и костюмерный цеха и так далее. Но кто пойдет работать в цех при окладе в 4 тысячи рублей? Дополнительные профессии пришлось осваивать актерам. Кто-то работал еще и гримером-пастижером, кто-то костюмером, монтировщиком декораций. За счет перераспределения средств делали ремонт, покупали необходимые для оформления спектакля вещи, а также платили художественному руководителю театра Владимиру Попову 30 тысяч рублей за постановку спектакля.
Когда руководство театра отказалось под давлением местной администрации сокращать штатное расписание, начались финансовые проверки, против художественного руководителя Владимира Попова было возбуждено уголовное дело по статье "превышение должностных полномочий". Он перенес инфаркт и сейчас, оформив больничный лист, находится на домашнем лечении. Исполняет обязанности худрука театра чиновник местного отдела культуры, не имеющий театрального образования. 10 июня актеры провели у здания местной администрации театрализованный митинг протеста, начат сбор подписей в поддержку театра.Вот как сами актеры объясняют причину конфликта:
Актер: "Мы считаем, что этот конфликт возник из-за властей - это Щербакова Елена Юрьевна, глава Балашовского муниципального района, именно ею был отдан приказ отделу культуры, чтобы нас вот так жестоко сократили. У нас было 109 штатных единиц, нам сейчас предлагают штат в 74 штатные единицы, что уничтожает целые подразделения театра. Сокращение вроде бы по сути дела маленькое, но у нас сам театр настолько маленький, что даже это сокращение приводит к тому, что он нормально функционировать не сможет".
Ольга Бакуткина: Если сокращение будет проведено, и актеры лишатся возможности совмещения ставок, как выжить им и их семьям?
Актер: Зарплата актеров, это подсчитано бухгалтерией, девять тысяч рублей, это не оклад, таких окладов ни у кого нет. Если снимут надбавки за совместительство, мы будем получать минимальную заработную плату 4300, даже меньше, некоторые у нас 3200 получили.У людей набраны кредиты под соответствующую зарплату, выплачивать их стало нечем.
Ольга Бакуткина: Беспокоит творческий коллектив и судьба их руководителя Владимира Попова, за возвращение которого они намерены бороться:
Актер: "Иного человека для Балашовского драматического театра мы как актерский состав, творческий, присутствующий здесь практически в полном составе, не видим. Во-первых, это очень сложно найти режиссера для провинциального театра, мы вот знаем, что даже в драмтеатре им. Слонова в Саратове с режиссерами очень проблемно все - никто не хочет ехать даже в Саратов, а кто же поедет в Балашов? А этот человек имеет професиональное образование, он окончил ЛГИТМиК, факультет режиссуры, и поэтому мы держимся за него, мы с ним работаем уже восемь лет и будем бороться, чтобы его вернули".
Ольга Бакуткина: После июньского митинга решение вопроса о сокращении штата отложили до августа, именно тогда заканчиваются сроки заключенных с актерами труппы контрактов.Местные правоохранительные органы продолжают искать криминальную подоплеку в финансовой деятельности руководства театра, хотя штатный юрист коллектива утверждает, что все договоры заключались при строгом соблюдении закона. Между тем, сугубо творческий коллектив оказался в процессе борьбы за свои права в политической оппозиции. Вот что рассказала по телефону директор театра Ольга Майданюк :
Ольга Майданюк: "Мы ни в коем случае не собирались идти в политику, политизироваться, нет. Но просто те люди, которые нас поддерживают - из КПРФ, "Справедливой России", просто здравомыслящие люди.А почему нас единороссы-то не могут поддержать?"
Ольга Бакуткина: Театрализованный митинг у здания администрации поддержали местные коммунисты, а в намеченной голодовке готова принять участие группа депутатов муниципального собрания, и вряд ли в этой группе будут "единороссы". Коллектив театра собирает подписи под петицией к губернатору Павлу Ипатову с просьбой перевести театр в областное подчинение. Таким образом они надеются вырваться из этого политико-финансово-уголовного кошмара под названием "оптимизация в культуре". Если вырваться не удастся, пьеса Эрдмана "Самоубийца" может стать последней постановкой профессионального русского провинциального театра.