Ссылки для упрощенного доступа

Директор МВФ: должность с характером


Кристин Лагард (слева) и ее немецкий коллега Вольфганг Шойбль
Кристин Лагард (слева) и ее немецкий коллега Вольфганг Шойбль
Совет управляющих Международного валютного фонда утвердил министра финансов Франции Кристин Лагард новым директором-распорядителем МВФ. Она приступит к обязанностям 5 июля и станет первой женщиной – руководителем фонда за всю его 65-летнюю историю.

В совете управляющих МВФ 24 участника. И каждый из них распоряжается лишь пакетом голосов, принадлежащим его стране, либо группе стран, интересы которых он представляет. Только 8 крупных стран мира имеют в совете управляющих МВФ собственных представителей – 5 стран G7 (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а также Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 179 стран-участниц МВФ объединились в 16 групп, каждая из которых имеет единого представителя.

Директор-распорядитель МВФ – это случай, когда не должность делает человека, а наоборот, человек определяет должность, уверен научный сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета профессор экономики Михаил Бернштам. Если на этом посту оказывается активный и решительный руководитель, у которого - свое собственное видение финансовой политики, то его роль весьма значима. "Если же руководитель фонда занимает, скорее, пассивную позицию, предоставляя основную работу своему штату, и лишь согласует решения с правительствами стран-участниц, тогда эта должность важной быть перестает".

Пост руководителя МВФ имеет, скорее, символическое значение, но главное - чтобы его занимал признаваемый во всем мире финансовый эксперт, полагает директор исследовательского Института финансовых рынков в Мюнхене, профессор Мюнхенского университета Берндт Рудольф: "И не столь уж важно, будет это представитель Европы, Бразилии или Китая. Национальная принадлежность директора-распорядителя Международного валютного фонда в принципе не играет особой роли".

Сама по себе договоренность о том, что руководить Международным валютным фондом будет представитель Европы, а Всемирным банком – представитель США, - неформальная. В документах об учреждении этих международных финансовых институтов 67 лет назад, на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, она не прописана.

Но именно США и Европа реально представляли собой, причем с огромным отрывом от других, крупнейших пайщиков Международного валютного фонда. Они остаются ими и сегодня…

МВФ – это, по сути, международный паевой фонд, с той лишь особенностью, что взнос каждой из стран-участниц пропорционален ее доле в общем объеме мировой экономики. Размер этого взноса, в свою очередь, определяет количество голосов, которыми страна располагает при принятии решений в фонде.

В соответствии с этой схемой, крупнейшим на сегодня пайщиком МВФ являются Соединенные Штаты, располагающие примерно 17% всех голосов в МВФ. На долю пяти самых крупных стран Европы – Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании, вместе взятых - приходится более 20% голосов, а на 27 стран Европейского союза в целом – почти 31%.

Совокупная же доля США, Евросоюза и Японии составляет примерно 55% всех голосов в МВФ. Однако, по уставу фонда, для принятия в нем важнейших решений, а избрание нового руководителя к таковым, безусловно, относится, необходимы 85% голосов. То есть в любом случае речь может идти лишь о компромиссе.

Самое главное для руководителя такой организации - нейтральность, отмечает профессор Бернштам. Ведь речь идет об огромных суммах денег, о проблемах экономической политики, от решения которых зависят судьбы целых стран и народов.

Поэтому очень важно, чтобы глава Международного валютного фонда представлял максимально широкий спектр интересов стран-пайщиков и ни в коем случае не отражал интересы какой-то одной страны, даже такой крупной как Соединенные Штаты Америки, продолжает Бернштам: "И в этой ситуации, как считают многие международные эксперты, европейский руководитель МВФ - оптимальное решение. Европа, сама по себе - очень сложное образование, где переплетается множество самых разных интересов. И потому европейский представитель в МВФ выступает уже от лица всей Европы, а не отдельной страны".

Если руководитель фонда занимает, скорее, пассивную позицию, предоставляя основную работу своему штату, и лишь согласует решения с правительствами стран-участниц, тогда эта должность важной быть перестает.

После пика кризиса 2008 года в адрес МВФ не раз высказывались претензии, суть которых сводилась к тому, что, теперь уже бывший глава фонда Доминик Стросс-Кан якобы способствовал тому, чтобы Греция и другие "проблемные" страны Европы получили масштабную финансовую помощь, в том числе – от МВФ. И что, мол, не будь Стросс-Кан европейцем, объемы помощи этим странам были бы более скромными.
Конечно, Доминик Стросс-Кан в какой-то мере мог этому способствовать, но – лишь незначительно, считает профессор Рудольф. Сам механизм работы МВФ позволял фонду выполнять скорее совещательные функции, включая разного рода исследования и рекомендации. "Главные решения о предоставлении масштабной финансовой помощи принимали непосредственно страны Европейского союза".

В 1997-1998 году, во время азиатского финансового кризиса, Международный валютный фонд возглавлял француз Мишель Камдессю. И кредиты МВФ на десятки миллиардов долларов получили страны Юго-Восточной Азии.

10 лет спустя, в 2008 году, когда разразился мировой финансовый кризис, француз Доминик Стросс-Кан успел проработать на посту руководителя МВФ меньше года. И основную помощь МВФ получили вскоре некоторые страны Восточной Европы, а позже – на фоне разразившегося долгового кризиса в Европе (и нигде пока больше) – Греция, Ирландия и Португалия.

В скорейшем разрешении европейского долгового кризиса заинтересованы все страны мира, поясняет Михаил Бернштам. Его разрастание способно пошатнуть банковскую систему всей Европы, а в этом случае и мировая финансовая система может вновь оказаться в кризисе. То есть финансовая поддержка слабых в финансовом отношении стран Европы оказывается в интересах всего мирового сообщества. "Именно поэтому любой руководитель МВФ просто по должности обязан был принять в этом самое активное участие".

За 65-летнюю историю фактического существования должности директора-распорядителя Международного валютного фонда четыре раза ее занимали представители Франции, дважды – представители Швеции и по одному разу – представители Бельгии, Нидерландов, Германии и Испании…
XS
SM
MD
LG