Ссылки для упрощенного доступа

Итоги первого дня неформального саммита СНГ в Алма-Ате


Аркадий Дубнов, Алма-Ата:

Владимир Путин предпринял попытку сбить накал страстей бушующих вокруг грузинско-российских отношений. Таков главный итог первого дня неформального саммита СНГ в Алма-Ате.

Для некоторых президентов алма-атинский саммит уже закончился. "Отец всех туркмен" президент Ниязов в эти часы уже вернулся домой в Ашхабад. Туркменбаши после окончания сегодняшней общей встречи 11 глав государств всего лишь на минуту встроился в их шеренгу, вышедшую к журналистам для фотосъемки, а затем уехал в аэропорт. Тем не менее, он успел поставить свою подпись под заявлением четырех президентов - России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана - о сотрудничестве в газовой сфере. Два крупнейших производителя газа - Россия и Туркмения, и два государства, обладающих основными трубопроводными структурами для экспорта этого газа, решили объединить свои усилия для гармоничного развития добывающих и транзитных возможностей и, как заявил Владимир Путин, чтобы обеспечить, в том числе и обязательства России перед ее европейскими партнерами-покупателями газа. Механизм реализации высказанной месяц назад путинской идеи о создании подобного энергетического альянса обещано прорабатывать позже, в том числе и в ходе переговоров с Украиной. Это единственный документ, подписанный в ходе алма-атинского саммита. Все остальные переговоры проходили в неформальном порядке, что подчеркивалось отсутствием галстуков в гардеробе президентов. Единственным исключением был белорусский лидер, Лукашенко, на фоне джемперов и курток коллег он выделялся галстуком на белоснежной сорочке.

Утреннее заседание было долгим, оно продолжалось более трех часов. Одним из его итогов в изложении президента России была общая поддержка, выраженная лидерами Содружества президенту Молдавии Воронину в его усилиях по преодолению политических противоречий в свой стране. Пути назвал линию молдавского президента политически грамотной и взвешенной, направленной на удовлетворение всех политических сил в Молдавии и процветание этой страны.

Однако, наибольший интерес вызвали оценки Путина и Шеварднадзе ситуации, складывающейся в Грузии в связи с прибытием туда американских военных для подготовки антитеррористической операции в Панкисском ущелье. Те слова, которые говорил по этому поводу президент России, выглядели достаточно неожиданными и откровенными, и явно были направлены на понижение накала страстей в российско-грузинских отношениях. Путин заявил, что "каждое государство имеет право осуществлять свою политику для обеспечения безопасности, как считает нужным. Это право без всякого исключения должно быть признано и за Грузией, и Россия это право признает. Это не означает, как и в случае с государствами Центральной Азии, что кто-то просит разрешения у России. Что касается появления американских военных в Грузии, то с точки зрения внутренней жизни России в этом нет никакой трагедии. Почему одним государствам можно, а другим нельзя? - риторически вопрошал российский президент - Вопрос не в этом, а в том, что мы об этом от Грузии ничего не знали, хотя были предупреждены американской стороной. Отсюда и непонимание в России этой ситуации", - Путин при этом дал понять, что реакция в России излишне бурная, и ее раскручивание не в общих интересах сторон. Президент Грузии был явно удовлетворен такой оценкой, заметив лишь, что он знает как то, что российское посольство в Грузии было в курсе событий, так и то, что Соединенные Штаты информировали об этом Москву. "Но если этого было недостаточно - мы должны сделать выводы, от России мы ничего не скрываем", - сказал Эдуард Шеварднадзе.

XS
SM
MD
LG