Ссылки для упрощенного доступа

Безрезультатное завершение саммита пяти прикаспийских государств в Ашхабаде


Аркадий Дубнов, Ашхабад:

Ашхабадский саммит пяти прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении -завершился безрезультатно. Никаких документов по итогам двухдневной встречи подписано не было.

Второй день каспийского саммита проходил так, что были смещены все протоколы по времени. Пять президентов заседали вместе со своими министрами иностранных дел около трех часов вместо запланированного часа. Они пытались спасти саммит от провала и выработать какой-то консенсус по обсуждавшимся вопросам выработки нового статуса Каспийского моря. Ничего не вышло. Противоречия, лежащие главным образом в плоскости отношений между тремя странами - Ираном, Азербайджаном и Туркменией -оказались непреодолимыми. Между тем, еще вчера вечером в кругах некоторых делегаций на саммите раздавались оптимистические прогнозы, мол, стоит ждать сегодня в некотором роде сенсации, готовится к подписанию документ, в котором будет зафиксирован прорыв к консенсусу по разделу моря. Деталей не сообщалось, но верилось в это с трудом. Слишком серьезные нестыковки в позициях некоторых стран обозначились в первый день саммита, опять же, главным образом между этой тройкой государств. Настроения скептиков оправдались, и это уже появилось сегодня рано утром, когда на своей пресс-конференции президент Туркмении Ниязов заявил, что тот вариант документа, что был подготовлен экспертами прошедшей ночью, оказался "пустоватым".

Как удалось выяснить Радио Свобода из осведомленных источников в одной из делегаций, проблема заключалась в следующем: президент Ирана Мохаммад Хаттами, чья позиция явно ужесточилась уже в ходе саммита - в иранской делегации находилась одна из депутатов иранского Меджлиса, которая возглавила атаку на исполнительную власть Тегерана за якобы проявленную готовность идти на неоправданные уступки остальным соседям по Каспию, так вот, господин Хаттами настаивал на том, что в тексте итоговой декларации саммита обязательно должна присутствовать ссылка на то, что новый порядок на Каспии должен быть продолжением советско-иранских договоров 1921-го и 1940-го годов, определявших Каспий как внутреннее море СССР и Ирана. В принципе, это предложение не вызывало особенного неприятия со стороны остальных каспийских стран. Но тогда президент Азербайджана Гейдар Алиев потребовал в свою очередь, чтобы в тексте декларации были ссылки на "сложившуюся практику на Каспии" - это предложение было принято в штыки Ираном и Туркменией, поскольку означало бы легитимизацию освоения Азербайджаном нефтяных месторождений, на которые претендуют Туркмения и Иран.

Выйти из клинча не удалось, несмотря на все попытки России и Казахстана выступить в роли арбитров между остальными партнерами. Не было подписано даже простого коммюнике о том, что состоялся первый каспийский саммит. Видимо, против этого возражал президент Ирана, желавший подчеркнуть, в первую очередь, по внутриполитическим позициям, свою жесткую позицию. Так что основным итогом саммита стала заявленная устно президентом России Путиным готовность всех пяти лидеров встречаться и дальше по мере готовности к компромиссным предложениям. Если судить по замечанию Туркменбаши - "теперь нам придется встречаться не раз" - проблема Каспия еще надолго останется головной болью всего региона.

XS
SM
MD
LG