Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Ходорковский против "преступной группировки"


Михаил Ходорковский объяснил судье Басманного суда, зачем существовали дочерние компании "ЮКОСа" и чем занимались их руководители
Михаил Ходорковский объяснил судье Басманного суда, зачем существовали дочерние компании "ЮКОСа" и чем занимались их руководители
Михаил Ходорковский впервые в истории "дела ЮКОСа" выступил в качестве свидетеля. Допрос состоялся в Басманном суде Москвы в рамках слушаний дела Антонио Вальдеса-Гарсии – бывшего генерального директора дочерней компании "ЮКОСа" "Фаргойл", которому удалось скрыться от следствия в Испании. Его обвиняют в незаконном присвоении и легализации денежных средств в 2001-2003 годах.

Антонио Вальдес-Гарсия, по данным СМИ, имеет двойное гражданство: российское и испанское. В начале 1990-х он работал в банке "Менатеп", в начале 2000-х возглавлял ООО "Фаргойл" – дочернюю компанию ЮКОСа. В 2003 году покинул Россию, а в 2005 году вернулся по просьбе следователей, был задержан (по другой информации, добровольно просил государственной защиты) и, по собственным словам, был подвергнут пыткам, после того, как отказался лжесвидетельствовать против Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Леонида Невзлина и Михаила Брудно. В 2007 году Вальдесу-Гарсии удалось сбежать от милицейской охраны, а затем – из России. Сейчас он находится в Испании и объявлен в международный розыск.

Обстоятельства своего задержания и пребывания в России в качестве свидетеля и обвиняемого Антонио Вальдес-Гарсиа описал в письме генеральному прокурору Юрию Чайке. В нем он просил возбудить уголовные дела в отношении следователей, которые, по его словам, принуждали его дать ложные показания в отношении топ-менеджеров ЮКОСа. Какой-либо внятной реакции Юрия Чайки на этот призыв не последовало.

В Басманном суде Михаил Ходорковский ответил на вопросы адвоката Антонио Вальдеса-Гарсии, прокурора и судьи. Его ответы в основном были посвящены тому, как функционирует нефтяная корпорация, зачем создаются дочерние компании и что входит в обязанности их руководителей. Главный вопрос адвокат Вальдеса-Гарсии Игорь Михеев задал, цитируя обвинительное заключение. Он поинтересовался, известно ли Ходорковскому о том, что Антонио Вальдес-Гарсиа входил в "организованную преступную группировку".

– Мне известно, – ответил Михаил Ходорковский, – что господин Вальдес-Гарсиа ни в какую преступную группу не входил, хотя бы потому, что мне известно: такой преступной группы не существовало.

Михаил Ходорковский уточнил, что лично не был знаком с Антонио Вальдесом-Гарсией. В ответ на вопрос Игоря Михеева о том, давал ли Михаил Ходорковский Вальдесу-Гарсии "преступные указания", Михаил Ходорковский сказал:

– У Вальдеса-Гарсии были очень ограниченные полномочия. Он был обязан исполнять...те решения, которые принимались управляющими компаниями. Это очень жестко контролировалось в компании ЮКОС: и финансовыми службами, и аудиторами, и службой безопасности. Если бы Вальдес-Гарсиа, равно как и любой другой из генеральных директоров, каким-либо образом нарушил эти инструкции, то я как руководитель компании, знал бы об этом максимум через неделю. Неисполнение действующих инструкций компаниями – это был очень большой грех внутри ЮКОСа. Я убежден, что если бы это произошло, мне бы доложили, его бы сняли с работы, и, если бы существовали к этому дополнительные основания, мы бы постарались отдать его под суд по 201 статье (статья 201 Уголовного кодекса РФ – "злоупотребление полномочиями" – РС).

Адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин присутствовал на заседании Басманного суда. Он сравнил Антонио Вальдеса-Гарсию с осужденными бывшими сотрудниками ЮКОСа Владимиром Малаховским и Владимиром Переверзиным.

– Вальдес-Гарсиа отличается от них только тем, что ему удалось ускользнуть от репрессивной машины, став инвалидом. Подозреваю, что судебный процесс активизировался, чтобы снова попытаться его экстрадировать.

Напомним, Владимир Малаховский – бывший гендиректор компании "Ратибор", осужден Басманным судом по обвинению в "присвоении вверенного имущества организованной группой в особо крупном размере" и в "легализации денежных средств или иного имущества группой лиц по предварительному сговору"; приговорен к 12 годам лишения свободы. Владимир Переверзин – бывший директор компании "Рутенхолд", приговорен к 11 годам лишения свободы, позднее суд сократил срок наказания до 8,5 лет.

– Совершенно возмутительно, что Ходорковского не вызывали в качестве свидетеля ни к Малаховскому, ни к Переверзину, – говорит Константин Ривкин. – Не вызывали Ходорковского и к Светлане Бахминой. Ходорковский с большим огорчением говорил: "Если бы я пришел и меня бы выслушали, может быть, Бахмину и не осудили бы – я принимал решения, и я готов принять на себя ответственность". Положительный момент в том, что Бассманный суд все-таки сделал этот шаг. С другой стороны, попытки Михаила Ходорковского объяснить суду, как он руководил компанией, дочерними предприятиями, нефтетрейдерами, наталкивались на странные соображения судьи "скажите мне "да" или "нет", а подробностей не надо". У меня создалось впечатление, что судья куда-то сильно торопится, как будто бы ей не до выяснения истины, а надо только к какому-то сроку отрапортовать. Буду рад, если ошибусь. Еще интересное наблюдение: прокурор задал некорректный вопрос о том, входили ли некие активы в конкурсную массу, что не имеет никакого отношения к событиям 2001-2003 года. Судья промолчала. Это значит, что либо она не владеет материалами дела, либо подыгрывает обвинению.

Константин Ривкин добавил, что Верховный суд России возбудил надзорное производство "по жалобе, связанной с продлением срока содержания под стражей Ходорковскому и Лебедеву":

– После того как вступили в силу президентские поправки по статье 108 (Уголовно-процессуального кодекса РФ – РС), Хамовнический суд дважды продлевал сроки содержания под стражей Ходорковского и Лебедева. Последний раз – продление перед приговором – мы оспорили в Верховном суде. А по предпоследнему – продлению сроков содержания в мае – сейчас и возбуждено надзорное производство заместителем председателя Верховного суда, – заключил Константин Ривкин, наверняка выразив уверенность в благоприятном исходе другого суда – Европейского суда по правам человека.

Родители Михаила Ходорковского, в свою очередь, выразили надежду на удовлетворение ходатайства об условно-досрочном освобождении своего сына.

–Мне 78 лет. Ждать еще шесть лет – это проблематично, – сказала Марина Филипповна Ходорковская.

3 июня в качестве свидетеля в Басманном суде выступит бывший глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев.
XS
SM
MD
LG