Ссылки для упрощенного доступа

Теория и практика протестующих во время саммита "Большой Восьмерки"


Семен Мирский, Франция: У антиглобалистов нет одного лица. Этих лиц великое множество. Есть среди них, разумеется, марксисты, но марксисты скорее троцкистского, чем ленинского толка. Чем же отличаются их идеи от идей коммунистического интернационала? Первое различие состоит в том, что идеологи антиглобализма, в отличие от идеологов коммунизма, не призывают к экспроприации экспроприаторов, грабежу награбленного, а требуют, чтобы богатые, у которых по определению слишком много денег, платили за бедных, у которых по определению денег слишком мало.

Идеологическое обоснование этих требований западноевропейские антиглобалисты находят не у классиков марксизма, а в трудах, как это ни странно, американского экономиста, лауреата Нобелевской премии в области экономики Джеймса Тоббина. В 70-е годы Джеймс Тоббин выступил с идеей налогообложения в размере максимум одного процента от общей суммы на все перемещения капиталов за пределами национальных границ. Эти деньги должны были стать фондом помощи самым бедным странам планеты. Согласно новейшим подсчетам теоретиков из движения антиглобалистов, если бы так называемый налог Тоббина действовал сегодня, он позволил бы вложить в экономику нищих стран сумму порядка 250 миллиардов долларов в год.

Противники налога Тоббина указывают на близорукость проекта, утверждая, что введение этого налога остановило бы не только перемещение капиталов, но и затормозило бы экономическое развитие в планетарном масштабе - экономический спад развитых стран обернулся бы настоящей катастрофой для стран развивающихся. Такова в двух словах теория. Ну а практика, если вернуться к саммиту "Большой Восьмерки" в Эвиане - это колонны с участием нескольких десятков тысяч демонстрантов, лозунги, столкновения с полицией, а заодно и разбитые витрины магазинов, разгромленная бензозаправочная станция и невообразимое количество мусора на улицах. Так выглядит на деле идея, брошенная в массы.

XS
SM
MD
LG