Ссылки для упрощенного доступа

Проблемы малого бизнеса в России


Программу ведет Олег Вахрушев. Гость программы - Анатолий Филиппенков, президент Союза малого и среднего бизнеса Екатеринбурга

Олег Вахрушев: Сегодняшний наш гость - президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса, заслуженный изобретатель России, доктор технических наук Анатолий Филиппенков. Здравствуйте, Анатолий Анатольевич. В конце августа прошлого года на первом съезде представителей малого предпринимательства вы заявили, что правительство Свердловской области на развитие малого бизнеса не выделило ни копейки. Чуть позже вы заметили, что наконец-то на 2004 год правительство запланировало выделить бизнесменам денежные средства в 8 раз больше. Арифметика полагает то, что 8 умножить на ноль, в любом случае получается ноль. Действительно, все-таки были выделены какие-то средства на развитие малого предпринимательства в этом году?

Анатолий Филиппенков: Я такого не помню, чтобы я заявлял, что не было ни копейки выделено. Действительно, деньги малому бизнесу практически выделялись всегда, другое дело, что денег всегда катастрофически не хватает. Роль в секторе экономики малого предпринимательства намного выше и больше повышения эффективности объемов товаров и услуг в Свердловской области. Мы, малый бизнес, подписали конвенцию с "Единой Россией", со свердловским отделением, с правительством. Мы не верили в ее эффективность, думали, политическая игра. В действительности, объем бюджетных денег в этом году по сравнению с прошлым годом увеличился в 7 раз. Это удивительно, ни на 10, ни на 20 процентов. То есть мы почувствовали, что правительство разворачивается лицом к малому бизнесу, хотя, конечно, не все гладко. Мы сейчас объединились в единое предпринимательское пространство, мы создали координационный совет объединений предпринимателей, единственный в России, и 40 союзов к нам вошло, 450 рабочих на предприятиях Свердловской области от малого бизнеса. И самое главное - темпы развития малого предпринимательства в Свердловской области за последние 3 года, по статистике официальной, в 4 раза выше объемов прироста товаров и услуг в среднем показателе Свердловской области. Хотя показатели Свердловской области лучше, чем в России. Поэтому вклад малого бизнеса существенный, он составляет около 15 процентов. И если сейчас помочь малому бизнесу, не крупным предприятиям, которые на 60 процентов убыточные в настоящее время, то Свердловская область впереди планеты всей будет. Я настроен оптимистически, несмотря на всякие проблемы.

Олег Вахрушев: На предприятиях малого и среднего бизнеса Свердловской области работает 500 тысяч человек, это половина работоспособного населения региона. Время градообразующих, крупных предприятий, на которых работало по 50-100 тысяч прошло, так считают члены областного Союза малого и среднего бизнеса.

Итак, Свердловскому областному Союзу малого и среднего бизнеса 5 лет. Анатолий Анатольевич, вы стояли у самого начала зарождения этой организации. Наверное, есть смысл подвести какие-то итоги того 5-летия, которое завершилось. Как вы начинали? Насколько были велики трудности в то время и насколько более или менее складывается счастливо ситуация сейчас?

Анатолий Филиппенков: Мы начали в 99-м году. Год был очень тяжелый для малого бизнеса. Было время последефолтовое. Наш первый президент Борис Николаевич Ельцин, наш любимый земляк, знаете, любил олигархов, малый бизнес, мелкий был ему не так интересен. В бюджете исчезла строчка на поддержку малого бизнеса. И тогда я решил, что надо объединяться (как пролетарии всех стран, соединяйтесь - мой лозунг, предприниматели Свердловской области, объединяйтесь). Чтобы попасть к нашему губернатору, попал специально в делегацию Свердловской области, отправляемую в Белоруссию. В самолете с помощью женщин-предпринимателей поговорил с Эдурадом Росселем и, на удивление, получил очень сильную поддержку. Создали мы Союз с помощью Галины Алексеевны Ковалевой и Николая Николаевича Беспамятных, без них мы бы не смогли. И вот эти 5 лет для Свердловской области большой объем прироста товаров и услуг. Например, в 6 раз выше объем товаров и услуг. Численность тоже, на процентов 40 возросло количество малых предприятий. Конечно, это не только благодаря нашему союзу. Мы проводили съезд предпринимателей и наш главный лозунг "Солидарность и перспективы". С целью консолидации (как обычно, знаете, любой рыцарский орден, у него девиз), мы сделали свое знамя малого бизнеса и даже гимн впервые в России. Мы открыли наше праздничное совещание, посвященное юбилею, все встали, услышали гимн. И я даже после того, как гимн закончился, увидел, как по некоторым лицам суровым катились слезы у настоящих предпринимателей и бизнесменов. И я заявил, что правительство может рассчитывать на таких бизнесменов, которые в трудную, тяжелую минуту России готовы поддержать грандиозные планы правительства Свердловской области.

Олег Вахрушев: Несколько, конечно, пафосом отдают и какими-то незабытыми еще временами. Анатолий Анатольевич, сейчас мы как раз будем с вами разговаривать о взаимоотношениях, о взаимодействии и взаимовыгодном, наверное, сотрудничестве малого бизнеса и властных структур. Не секрет, что власть всегда, наверное, и провоцировала и будет провоцировать бизнес, скажем так, на неформальные отношения, на неуставные отношения. Бизнесмены часто охотно идут на подобные провокации, им действительно легче дать взятку, нежели противостоять этой системе. Коррупция - это неотъемлемая часть нашей бюрократической системы, с этим поспорить невозможно. Тем не менее, вы в достаточно теплых отношениях практически со всем руководством Свердловской области. Как-то небольшая нестыковочка получается. Расскажите, пожалуйста, поподробней об этом.

Анатолий Филиппенков: Я не совсем согласен с вами, что охотно идут предприниматели на поддержку системы взяток. Сейчас большинство предпринимателей поняли, что легально работать выгодно. Конечно, менталитет российского предпринимателя, когда приходит проверка или когда конфликт с властью, договориться конфиденциально. Иностранцы этого понять не могут, работающие у нас. Там все судятся друг с другом, а у нас предприниматели боятся с властью судиться. И это действительно проблема. Например, у нас года три назад была острая ситуация с криминалом, хищения цветных металлов, многие фирмы работали без лицензии, криминал царствовал. Благодаря грамотной политике Министерства металлургии, силовых органов, союзов малого бизнеса мы объединились, и те, кто воровал, сел. То есть мы такую работу провели. Меня включили в состав комиссии по выдаче лицензии на цветные металлы. Благодаря этой работе 30 процентов малых предприятий вышли из тени. В результате, вы знаете, это и места рабочие, и налоги, и так далее. То есть мы, конечно, пытаемся работать легально. Другое дело, что не всегда это удается, коррупция даже в Америке есть. У нас поскольку в законе нет слова "коррупция", бороться с тем, чего нет, невозможно. Мы даже писали письмо в ГД, чтобы этот закон о противодействии коррупции ужесточить. Они его никак пропустить не могут, что подозрительно, в Москве, в ГД. Чтобы парикмахерскую открыть или магазин, или, не дай бог, землеотвод, это два года надо ходить по кругу и невольно рука тянется решить эту проблему, чтобы бизнес не страдал.

Олег Вахрушев: У нас есть телефонный звонок.

Слушатель: Евгений, Екатеринбург. Анатолий Анатольевич, чтобы вы могли сказать об отношениях властей города Екатеринбурга к строительной сфере, о всех этих разборках между строительными компаниями, работающими или под эгидой власти города, или под эгидой областного правительства, или еще как-нибудь?

Анатолий Филиппенков: Вы знаете, я с вами полностью согласен. В Екатеринбурге, да и в области, я думаю, во всей России, монополизация крупных строительных контор, которые не пускают на свой рынок малые предприятия. То есть тендер должен быть открытым, чтобы все принимали участие. Потому что все эти крупные фирмы, которые строят в Екатеринбурге и с которыми очень дружит администрация города, они в 3-4 раза завышают стоимость. В среднем, например, по России 8 тысяч квадратный метр, а продают за 15 тысяч, это по России, то есть 100 процентов прибыль. У нас в Екатеринбурге 300 процентов прибыли получают. А любая монополизация - это взвинчивание цен. Страдают в конце концов все жители.

Недавно проводила коллегию Галина Алексеевна Ковалева, первый заместитель председателя правительства Свердловской области, и мы предложили как бы пул такой создать. То есть предприниматели собирают деньги, нам выделяют площадь и мы строим сообща и при этом себестоимость будет значительно ниже. Буш назвал Россию страной рыночной экономики и не потому, что олигархи у нас больше всех процветают. За два года в России олигархов больше появилось и миллиардеров, типа "ЮКОСа", чем во всем мире. Для них лакмусовая бумажка - это развитие малого предпринимательства. И когда мы проводили юбилей 6 августа, у нас присутствовало три консула - американский, английский и чешский. Они смотрели, как развивается малый бизнес. Итальянцы приезжали к нам, немцы, они в первую очередь хотят помочь не государственному сектору, не крупным предприятиям, а именно малому бизнесу. Поэтому мы как раз сейчас готовим большую бумагу, чтобы сделать рынок в строительстве более доступным для малых предприятий, и поэтому мы консолидируемся. У нас Борис Анатольевич Зырянов есть, который отвечает за строительство. Со Смирновым Виталием Николаевичем, исполняющим обязанности главы нашего города, я разговаривал, он тоже поддерживает. То есть наша задача - чем больше участников в рынке строительном, тем ниже себестоимость. Это главный рыночный инструмент - снижение себестоимости строительства в Свердловской области.

Олег Вахрушев: Анатолий Анатольевич, то, что касается опять-таки строительства. Вы сами говорите, что 300 процентов прибыль получается. Естественно, чиновникам с этой суммы какая-то мзда выпадает в любом случае, потому что сами же чиновники устанавливают этот тендер, выдают тендер на строительство и, конечно, какая-то сумма им идет. Они от этого куска хлеба никак не откажутся, согласитесь. Мне кажется, то же самое будет в областном правительстве, когда на территории области какая-то крупная компания будет строить. Это называется, по-моему, в бизнесе "откат" что ли от той прибыли, которую получает предприятие, для кого-либо. Существует такое явление?

Анатолий Филиппенков: Как не существует? Все это отлично знают. Чиновник, когда дает разрешение именно этой фирме, конечно, он имеет свой интерес. Другое дело, как его поймать за руку. У нас проходил недавно второй съезд представителей малого бизнеса и задавали вопрос главе администрации Чернецкому Аркадию Михайловичу, он принял активное участие в этом съезде. Аркадий Михайлович говорит, "я сам помогу посадить того человека, вы мне дайте только фамилию, давайте факты". Понимаете, все говорят, слухи ходят тут и там. Это опять же менталитет российский. И вообще, одной милиции не справиться с коррупцией, с криминалом, надо опираться на гражданское общество. Это очень понятно. Поэтому подготовили соглашение с ОВД и милицией, где будем сообща как бы помогать друг другу, потому что малый бизнес, еще раз говорю, это самое прогрессивное направление, которое хочет пойти в строительный рынок, хочет войти в металлургический рынок. То есть мы хотим, мы заинтересованы, чтобы рыночные отношения были, настоящие и добросовестные конкурентные отношения. Только тогда будет стоимость товаров и услуг снижаться у нас в области, если больше допускать в рынок малые предприятия.

Олег Вахрушев: Не секрет, что малый бизнес - это не только торговые точки, где продают, не только небольшие фабрики по производству и выпечке хлеба и прочая масса различных видов деятельности, но также и некая научная работа. Я бы хотел спросить у вас о перспективах развития именно научно-технического потенциала малого бизнеса.

Анатолий Филиппенков: Я считаю, вы попали в точку. Потому что, к сожалению, сейчас такая структура, больше половины, 60 процентов малого бизнеса работает в торговле. Конечно, я с уважением отношусь к бизнесу. Но намного важнее помочь не тому, кто работает в торговле, а помочь тому, кто рождает новые технологии. Потому что всем нужно понять простую истину: только инновации, только массовое внедрение новых технологий по снижению себестоимости, по повышению производительности и качества могут поднять Россию на новый этап. А вот работающих в научной сфере на малых предприятиях составляет в Свердловской области всего 4 процента. Мировая практика показала, что 80 процентов новых изобретений сделано в малом бизнесе, как ни странно. У меня упрек к Академии наук, там внедряется в настоящее время, по их же данным, 3-5 процентов. То есть куда идут деньги? Ведь не тот выигрывает, кто разрабатывает новые технологии, а тот, кто их внедряет. А малые предприятия, которые занимаются производством, они по своей природе, чтобы выжить, иначе их проглотят большие конкуренты, невольно снижают себестоимость качества, у них инновационные составляющие в 5 раз больше в среднем, это подсчитано, чем на больших предприятиях. И поэтому один из наших главных приоритетов - помогать малым наукоемким предприятиям. И нам удалось за два года с помощью государственного фонда, возглавляемого Бортником, из Москвы получить безвозвратных денег на поддержку малого наукоемкого бизнеса 90 миллионов рублей. Это Свердловская область вся столько не вкладывает денег, сколько мы из Москвы получили. Никто в это не верил. Я считаю, это очень большая победа. Потому что у нас нет никаких налоговых льгот для малых наукоемких предприятий, а бизнес там рискованный. Например, наше научно-производственное предприятие "Фан", которое я возглавляю, мы разработали новый сплав нихрома, который в 2,5 раза дешевле, чем стандартный нихром. Но нам нужна помощь, вот мы из Москвы получили помощь. Поскольку это рискованно было, кредит банк не давал под рискованную работу. Вот мы получили. И таких предприятий, даже еще лучше нашего, очень много. Им надо помогать в первую очередь, наукоемким, ресурсосберегающим предприятиям малого бизнеса.

Олег Вахрушев: Вы затронули тему кредитования. Вопросы кредитования малого бизнеса на территории области будут решаться в положительную сторону?

Анатолий Филиппенков: Вы знаете, вот этот кризис, не кризис, но полундра была большая среди банков. Конечно, в Москве, мы считаем, предприниматели, кто-то раздул, чтобы погреть руки, съесть более маленькие банки. Но для нас это, конечно, волнительно. Мы хотим, чтобы рынок работал стабильно. Например, "Вузбанк" открыл центр поддержки кредитования малого предпринимательства, где взял на себя функции юридического сопровождения, консультаций по налогам и так далее. "Вузбанк", например, 30 процентов уже составляет малый бизнес. И самое странное, почему-то банки боятся, что предприниматели кинут их, бросят, того, что нет залога у малых предприятий обычно, кроме квартиры. Практика показала, что в 99 процентах малый бизнес не обманул, потому что куда бежать: квартира здесь, оффшоров у малого бизнеса нет. Если людям хочется здесь, в России, в отличие от олигархов. И сейчас многие банки пошли на схему выдачи кредитования, и это радует.

XS
SM
MD
LG