Программу ведет Вероника Остринская. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Евгений Бовкун и Владимир Бабурин, который беседует с журналистом Анной Политковской.
Вероника Остринская: Во Франкфурте-на-Майне открылась крупнейшая в мире книжная выставка. В ней принимают участие свыше семи тысяч издательств и книготорговых фирм из 110 стран мира. Как ожидается, посетят выставку, общая площадь которой около 75 тысяч квадратных метров, более трехсот тысяч человек. Впервые на ярмарке Россия выступает в роли центральной страны-участницы в рамках программы российско-германские культурные встречи 2003-2004-го годов, проходящие под патронажем президентов России и Германии. Более ста мероприятий на 20 площадках Франкфурта пройдут под девизом "Россия: новые страницы". Тем не менее, по словам Ирина Бога, директора издательства "Захаров", выпустившего книгу известного журналиста Анны Политковской "Вторая чеченская", руководство ярмарки отказало Анне Политковской в презентации ее книги. Корреспондент радио Свобода Евгений Бовкун связался с организаторами выставки и, по их словам, никакой договоренности о презентации книги Анны Политковской не было.
Евгений Бовкун: Почетным гостем очередной Международной книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне на этот раз стала Россия. Более двухсот российских издательств представили произведения ста современных писателей, практически во всех существующих жанрах. Образованный на время работы выставки специальный «Российский форум» выполняет функцию биржи контактов, организует пресс-конференции и встречи писателей с представителями германских издательств. По мнению организаторов выставки, участие России представляет собой вершину культурного диалога Германии и России. Сенсацию вызвало сообщение некоторых СМИ ФРГ о неожиданной отмене презентации книги известной российской журналистки Анны Политковской о Чечне. Я попросил разъяснений у спикера Биржевого союза германской книжной торговли, который традиционно принимает участие в организации и проведении ярмарки. Спикер этого союза Хольгер Элинг сообщил мне, что речь идет, по-видимому, об ошибке. «Руководство ярмарки, - сказал Элинг, не приглашало госпожу Политковскую в качестве гостя и потому, естественно, не собиралось представлять ее книгу». Конец цитаты. По словам Хольгера Элинга, Анну Политковскую собиралось пригласить во Франкфурт-на-Майне издательство «Зуркамп», где вышла книга германского журналиста о России и Чечне. Ее написал корреспондент газеты «Франкфуртер Рундшау» Флориан Хассель. Однако, как подчеркнул в телефонном разговоре со мной, спикер биржевого союза, у Фонда имени Генриха Бёлля, который хотел финансировать поездку Анны Политковской по приглашению издательства «Зуркамп», не оказалось денег. Руководство ярмарки никакого отношения к этому не имеет и вообще никогда не принимает решений, имеющих политическую подоплеку, сказал Хольгер Элинг, считающий, что произошло недоразумение. Он в категорической форме отрицал утверждения, что со стороны российских властей будто бы предпринимались попытки оказать давление на организаторов выставки, и сказал, что Биржевой союз постарается использовать правовые средства в борьбе с распространением подобных утверждений. Сообщение об отмене презентации книги Анны Политковской Хольгер Элинг опроверг также на пресс-конференции для немецких и иностранных журналистов, которая состоялась на ярмарке.
Вероника Остринская: С журналистом Анной Политковской связался мой коллега Владимир Бабурин.
Владимир Бабурин: Анна, вы находитесь в Москве, вы заранее знали, что презентации вашей книжки на франкфуртской ярмарке не будет или узнали об этом, как и все, только сегодня?
Анна Политковская: Нет, я узнала об этом давно, просто скандал поднялся сегодня. Я узнала об этом по крайней мере неделю и даже сделала официальное заявление в связи с тем, что происходило, в предыдущую субботу.
Владимир Бабурин: А как вы полагаете, скандал начался именно сегодня, чтобы сделать такой подарок президенту Владимиру Путину, именно сегодня у него день рождения. А многие говорят, я слышал по многим средствам массовой информации, так как он собирается посетить франкфуртскую ярмарку, решили чеченскую тему и столь раздражающего Кремль автора, как Анна Политковская, не представлять?
Анна Политковская: Действительно, долго ходят слухи о том, что он собирается посетить ярмарку, и что эта ярмарка полностью посвящена России. Заранее была назначена дискуссия по Чечне на 11 октября. Потом стали мне приходит электронные письма, что - нет, российская сторона крайне против. Еще неизвестно, приедет или не приедет, но это нежелательно. И потом наконец последовал окончательный отказ. Это было примерно десять дней назад. При этом я выразила всяческое недоумение по этому поводу там, где меня спросили, а это была газета "Монд" и масса других зарубежных изданий, и после этого, по их европейским законам, оргкомитет должен был выступить с каким-то заявлением, потому что в мою поддержку выступил международный Союз журналистов, все так было серьезно. Они высказались в странном для меня ключе в том смысле, что было сказано, что давление они не испытывают, а все это финансовые проблемы, из которых я решила выйти таким образом, подняв скандал. Я никакого скандала уж точно не поднимала. И мне пришлось выступить с ответным резким письмом, что я в няньках не нуждаюсь, тем более, ярмарки, и ноги моей там не будет, спите спокойно в обнимку с вашим Путиным. И на этом как бы скандал потух. Но в субботу именно эту книжку, которая вызывает такое сопротивление, она вышла по-французски и называется "Чечня - позор России", именно эту книжку наградили как лучшую в литературном репортаже этого года. Естественно, тут же возник вопрос. Оказывается, тот человек, который стал лауреатом этого приза, он должен автоматически почти ехать во Франкфурт. И тут же возник вопрос - почему я туда не еду? Я стала опять объяснять, что, извините, такая позиция была. А просто так ехать, походить по панели по франкфуртской я не имею право, я могу ехать только, чтобы выступать, а дискуссия уже отменена, поэтому мне нет смысла ехать, я не поехала. За вчерашний, позавчерашний день около десятка людей - издатели, предположим, один из организаторов выставки, обратились: пожалуйста, приезжайте. Но я сказала - нет. Только в том случае, если организаторы франкфуртской ярмарки выступят с официальным заявлением, что они вообще хотят, с кем они. Если они хотят поддерживать позицию Путина - нет проблем, но они должны это точно выразить и перестать плести интриги там, где их нет.
Владимир Бабурин: Отказ организаторов франкфуртской ярмарки в презентации, в представлении вашей книги и отказ от дискуссии вы как-то увязываете с общим изменением позиции Запада по чеченскому вопросу? Ведь критики России стало значительно меньше, с некоторыми оговорками, пусть даже с критическими замечаниями были признаны вполне законными, демократическими, соответствующими правилам состоявшиеся в воскресенье выборы.
Анна Политковская: Связываю, безусловно, я связываю. Дело в том, что вот смотрите: на сегодняшний день мы стоим перед реальностью двух правд существующих. Условно говоря, правда Путина, с которой он и его ближайшее окружение ездят по миру, рассказывает, что все идет к лучшему, мы все организовали, политический процесс пошел. Есть другая правда, та, которая правда земли, условно, которая говорит, что похищения людей продолжаются, что кадыровская администрация людей уничтожает, что Кадыров - это худший вариант из всех возможных, что это идет помимо палестинизации, то есть репродукции терроризма, идет талибанизация конфликта. Как из этого выйти? Я считаю, что Европа занимает абсолютно облегченную позицию в то время, когда она должна в этой ситуации уже требовать одного - должны быть международные наблюдатели, которые скажут, чья правда является реальной, что делать дальше, исходя из того, чья правда является реальной. Стоит ли призвать к ответу Путина и его команду или стоит призвать тех, кто с другой стороны раздувает то, чего нет. Вы знаете, я вижу в этой маленькой историей с франкфуртской ярмаркой, с моей книжкой, где, конечно, описана правда земли, скажем так, и осуждается политика Путина, это просто маленькая история на тему о том, куда склоняется Европа, в данном случае интеллектуальная Европа. Ей тоже надоело, и часть ее хочет восхищаться Путиным, не думать о Чечне, о войне и вообще делать вид, что все хорошо. Как это было, когда был Советский Союз, и лишь небольшая группка людей поддерживала, предположим, диссидентов. Мир бизнеса давал кредиты, поддерживал коммунистический режим, и все было это удобно, почти всем.
Владимир Бабурин: А вы считаете, что дело только в Путине и в западных правительствах и западных бизнес-элитах? А может быть, у Запада изменилось отношение и к Аслану Масхадову, особенно после "Норд-Оста", когда многие стали говорить о том, что Аслан Масхадов совершенно ничего не контролирует и действительно вести с ним переговоры не имеет никакого смысла?
Анна Политковская: Безусловно, эта точка зрения существует. Однако же, я и говорю, что в этой ситуации противостояния двух правд должны быть какие-то сторонние наблюдатели, которые выяснят, кто такой Масхадов в Чечне. Выяснят не для нас с вами, а для Запада. А то, что Масхадов не контролирует Басаева - очевидность. А если не контролирует Басаева, то и часть подчиненных Басаеву и склоняющихся к Басаеву полевых командиров. То, что будущие переговоры - это будут переговоры с самым широким кругом полевых командиров - для меня очевидность. И это будут катастрофически тяжелые переговоры. И уже нет надежды на то, что разговоры Масхадов - администрация президента приведут к чему-то хорошему. Это широкий круг полевых командиров. Но дело в том, что, кто сказал, что этого не было в истории? В конце концов, именно так сели после падения Талибана за общий стол переговоров в Бонне огромное количество полевых командиров и вождей.
Вероника Остринская: Во Франкфурте-на-Майне открылась крупнейшая в мире книжная выставка. В ней принимают участие свыше семи тысяч издательств и книготорговых фирм из 110 стран мира. Как ожидается, посетят выставку, общая площадь которой около 75 тысяч квадратных метров, более трехсот тысяч человек. Впервые на ярмарке Россия выступает в роли центральной страны-участницы в рамках программы российско-германские культурные встречи 2003-2004-го годов, проходящие под патронажем президентов России и Германии. Более ста мероприятий на 20 площадках Франкфурта пройдут под девизом "Россия: новые страницы". Тем не менее, по словам Ирина Бога, директора издательства "Захаров", выпустившего книгу известного журналиста Анны Политковской "Вторая чеченская", руководство ярмарки отказало Анне Политковской в презентации ее книги. Корреспондент радио Свобода Евгений Бовкун связался с организаторами выставки и, по их словам, никакой договоренности о презентации книги Анны Политковской не было.
Евгений Бовкун: Почетным гостем очередной Международной книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне на этот раз стала Россия. Более двухсот российских издательств представили произведения ста современных писателей, практически во всех существующих жанрах. Образованный на время работы выставки специальный «Российский форум» выполняет функцию биржи контактов, организует пресс-конференции и встречи писателей с представителями германских издательств. По мнению организаторов выставки, участие России представляет собой вершину культурного диалога Германии и России. Сенсацию вызвало сообщение некоторых СМИ ФРГ о неожиданной отмене презентации книги известной российской журналистки Анны Политковской о Чечне. Я попросил разъяснений у спикера Биржевого союза германской книжной торговли, который традиционно принимает участие в организации и проведении ярмарки. Спикер этого союза Хольгер Элинг сообщил мне, что речь идет, по-видимому, об ошибке. «Руководство ярмарки, - сказал Элинг, не приглашало госпожу Политковскую в качестве гостя и потому, естественно, не собиралось представлять ее книгу». Конец цитаты. По словам Хольгера Элинга, Анну Политковскую собиралось пригласить во Франкфурт-на-Майне издательство «Зуркамп», где вышла книга германского журналиста о России и Чечне. Ее написал корреспондент газеты «Франкфуртер Рундшау» Флориан Хассель. Однако, как подчеркнул в телефонном разговоре со мной, спикер биржевого союза, у Фонда имени Генриха Бёлля, который хотел финансировать поездку Анны Политковской по приглашению издательства «Зуркамп», не оказалось денег. Руководство ярмарки никакого отношения к этому не имеет и вообще никогда не принимает решений, имеющих политическую подоплеку, сказал Хольгер Элинг, считающий, что произошло недоразумение. Он в категорической форме отрицал утверждения, что со стороны российских властей будто бы предпринимались попытки оказать давление на организаторов выставки, и сказал, что Биржевой союз постарается использовать правовые средства в борьбе с распространением подобных утверждений. Сообщение об отмене презентации книги Анны Политковской Хольгер Элинг опроверг также на пресс-конференции для немецких и иностранных журналистов, которая состоялась на ярмарке.
Вероника Остринская: С журналистом Анной Политковской связался мой коллега Владимир Бабурин.
Владимир Бабурин: Анна, вы находитесь в Москве, вы заранее знали, что презентации вашей книжки на франкфуртской ярмарке не будет или узнали об этом, как и все, только сегодня?
Анна Политковская: Нет, я узнала об этом давно, просто скандал поднялся сегодня. Я узнала об этом по крайней мере неделю и даже сделала официальное заявление в связи с тем, что происходило, в предыдущую субботу.
Владимир Бабурин: А как вы полагаете, скандал начался именно сегодня, чтобы сделать такой подарок президенту Владимиру Путину, именно сегодня у него день рождения. А многие говорят, я слышал по многим средствам массовой информации, так как он собирается посетить франкфуртскую ярмарку, решили чеченскую тему и столь раздражающего Кремль автора, как Анна Политковская, не представлять?
Анна Политковская: Действительно, долго ходят слухи о том, что он собирается посетить ярмарку, и что эта ярмарка полностью посвящена России. Заранее была назначена дискуссия по Чечне на 11 октября. Потом стали мне приходит электронные письма, что - нет, российская сторона крайне против. Еще неизвестно, приедет или не приедет, но это нежелательно. И потом наконец последовал окончательный отказ. Это было примерно десять дней назад. При этом я выразила всяческое недоумение по этому поводу там, где меня спросили, а это была газета "Монд" и масса других зарубежных изданий, и после этого, по их европейским законам, оргкомитет должен был выступить с каким-то заявлением, потому что в мою поддержку выступил международный Союз журналистов, все так было серьезно. Они высказались в странном для меня ключе в том смысле, что было сказано, что давление они не испытывают, а все это финансовые проблемы, из которых я решила выйти таким образом, подняв скандал. Я никакого скандала уж точно не поднимала. И мне пришлось выступить с ответным резким письмом, что я в няньках не нуждаюсь, тем более, ярмарки, и ноги моей там не будет, спите спокойно в обнимку с вашим Путиным. И на этом как бы скандал потух. Но в субботу именно эту книжку, которая вызывает такое сопротивление, она вышла по-французски и называется "Чечня - позор России", именно эту книжку наградили как лучшую в литературном репортаже этого года. Естественно, тут же возник вопрос. Оказывается, тот человек, который стал лауреатом этого приза, он должен автоматически почти ехать во Франкфурт. И тут же возник вопрос - почему я туда не еду? Я стала опять объяснять, что, извините, такая позиция была. А просто так ехать, походить по панели по франкфуртской я не имею право, я могу ехать только, чтобы выступать, а дискуссия уже отменена, поэтому мне нет смысла ехать, я не поехала. За вчерашний, позавчерашний день около десятка людей - издатели, предположим, один из организаторов выставки, обратились: пожалуйста, приезжайте. Но я сказала - нет. Только в том случае, если организаторы франкфуртской ярмарки выступят с официальным заявлением, что они вообще хотят, с кем они. Если они хотят поддерживать позицию Путина - нет проблем, но они должны это точно выразить и перестать плести интриги там, где их нет.
Владимир Бабурин: Отказ организаторов франкфуртской ярмарки в презентации, в представлении вашей книги и отказ от дискуссии вы как-то увязываете с общим изменением позиции Запада по чеченскому вопросу? Ведь критики России стало значительно меньше, с некоторыми оговорками, пусть даже с критическими замечаниями были признаны вполне законными, демократическими, соответствующими правилам состоявшиеся в воскресенье выборы.
Анна Политковская: Связываю, безусловно, я связываю. Дело в том, что вот смотрите: на сегодняшний день мы стоим перед реальностью двух правд существующих. Условно говоря, правда Путина, с которой он и его ближайшее окружение ездят по миру, рассказывает, что все идет к лучшему, мы все организовали, политический процесс пошел. Есть другая правда, та, которая правда земли, условно, которая говорит, что похищения людей продолжаются, что кадыровская администрация людей уничтожает, что Кадыров - это худший вариант из всех возможных, что это идет помимо палестинизации, то есть репродукции терроризма, идет талибанизация конфликта. Как из этого выйти? Я считаю, что Европа занимает абсолютно облегченную позицию в то время, когда она должна в этой ситуации уже требовать одного - должны быть международные наблюдатели, которые скажут, чья правда является реальной, что делать дальше, исходя из того, чья правда является реальной. Стоит ли призвать к ответу Путина и его команду или стоит призвать тех, кто с другой стороны раздувает то, чего нет. Вы знаете, я вижу в этой маленькой историей с франкфуртской ярмаркой, с моей книжкой, где, конечно, описана правда земли, скажем так, и осуждается политика Путина, это просто маленькая история на тему о том, куда склоняется Европа, в данном случае интеллектуальная Европа. Ей тоже надоело, и часть ее хочет восхищаться Путиным, не думать о Чечне, о войне и вообще делать вид, что все хорошо. Как это было, когда был Советский Союз, и лишь небольшая группка людей поддерживала, предположим, диссидентов. Мир бизнеса давал кредиты, поддерживал коммунистический режим, и все было это удобно, почти всем.
Владимир Бабурин: А вы считаете, что дело только в Путине и в западных правительствах и западных бизнес-элитах? А может быть, у Запада изменилось отношение и к Аслану Масхадову, особенно после "Норд-Оста", когда многие стали говорить о том, что Аслан Масхадов совершенно ничего не контролирует и действительно вести с ним переговоры не имеет никакого смысла?
Анна Политковская: Безусловно, эта точка зрения существует. Однако же, я и говорю, что в этой ситуации противостояния двух правд должны быть какие-то сторонние наблюдатели, которые выяснят, кто такой Масхадов в Чечне. Выяснят не для нас с вами, а для Запада. А то, что Масхадов не контролирует Басаева - очевидность. А если не контролирует Басаева, то и часть подчиненных Басаеву и склоняющихся к Басаеву полевых командиров. То, что будущие переговоры - это будут переговоры с самым широким кругом полевых командиров - для меня очевидность. И это будут катастрофически тяжелые переговоры. И уже нет надежды на то, что разговоры Масхадов - администрация президента приведут к чему-то хорошему. Это широкий круг полевых командиров. Но дело в том, что, кто сказал, что этого не было в истории? В конце концов, именно так сели после падения Талибана за общий стол переговоров в Бонне огромное количество полевых командиров и вождей.