Ссылки для упрощенного доступа

Награждение Кадырова демонстрирует, что жестокость и насилие в Чечне - всерьез и надолго


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Андрей Шароградский: Сегодня стало известно, что Владимир Путин присвоил своим указом звание Героя России вице-премьеру Чечни, сыну покойного президента республики Ахмада Кадырова Рамзану Кадырову. Мой собеседник - обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий, несколько дней назад вернувшийся из Чечни.

Ахмаду Кадырову, как это цинично ни звучит, потребовалось погибнуть, чтобы стать Героем России. Сейчас звезду получает его сын, известный, насколько я знаю, только своей жестокостью. Есть ли рациональное объяснение вот этому решению Владимира Путина?

Андрей Бабицкий: Да, я думаю, этому есть вполне рациональное объяснение. Мне даже кажется больше, что это вполне функциональный шаг. Сегодня избран совершенно определенным образом преемник этой жесткой силовой линии. То, что вы называете жестокостью Рамзана Кадырова, это же на самом деле не просто садизм какой-то группы людей или их лидера, это стратегия, которая так или иначе реализовывала себя в Чечне с самого начала второй войны и, собственно, эта стратегия реализуется уже в течение 5 лет. Так вот, Рамзан Кадыров является сегодня, несомненно, лидером той группы людей или лидером тех отрядов, которые реализуют силовую линию, силовую политику, соавторами которой являются и Владимир Путин, и Ахмад Кадыров. Я общался с одним из силовиков в Грозном. Как мне представляется, это на самом деле не случайные люди, это люди, которые исходят из определенных принципов и эти принципы очень совпадают с тем отношением к происходящему в Чечне, которое демонстрирует Кремль. Что я имею в виду? Рамзан Кадыров, как и его отец, как и огромная группа людей, которая сейчас поддерживает политику Кремля, считают, что им дано нравственное право обращаться со своими соотечественниками с предельной жестокостью. Они возлагают на них вину за все, что происходит в последние 10 лет, начиная с Дудаева, которого они считают ошибкой чеченского народа. За эту ошибку, как они считают, они вправе мстить своим соотечественникам. То есть жестокость имеет функциональный характер. Она имеет своей целью ликвидировать мятеж. В этом смысле Кремль и Рамзан Кадыров, как лидер этой силовой линии, как ее яркий представитель, очень близки.

Андрей Шароградский: Звезда Героя накануне Нового года - что это, новогодний подарок? Почему именно сейчас?

Андрей Бабицкий: Я думаю, что это такая метка. Я представляю себе, что, наверное, инициатором этой награды был не Кремль, что сегодня Рамзан Кадыров пытается строить свой образ очень активно. В последнее время стали появляться публикации о нем и в российской прессе, и материалы на российском телевидении. Надо себе представлять, как это дорого стоит. Понятно, что Рамзан Кадыров, как владелец колоссального по сегодняшним чеченским меркам состояния, может позволить себе оплачивать подобного рода материалы. Я думаю, что в основном это была инициатива со стороны Рамзана Кадырова. Ему нужно сегодня в очередной раз продемонстрировать соотечественникам, что он является истинным хозяином Чечни, а отнюдь не Алу Алханов, и это, собственно говоря, не секрет для жителей республики. Кроме того, эта награда демонстрирует то, что сегодня является причиной атмосферы глубокой безнадежности в Чечне. Люди смирились с тем, что эта власть всерьез и надолго, в том, что эта жестокость, это насилие - всерьез и надолго, с тем, что какой-то группе людей отдано право карать и миловать.

Вот тот силовик, которого я упоминал, сказал мне, что на сегодня, по нашим раскладкам, лишь 30% произвола приходится на федеральные силы, все остальное - 70% - это наши собственные деяния. Вы можете себе это представить хотя бы по такому эпизоду. Есть трасса между Гудермесом и Грозным, по которой активно передвигаются люди из команды Кадырова, службы безопасности президента. Так вот, только за то, что какая-то машина обогнала кортеж или какой-то автомобиль СБ, ее могут расстрелять из автоматов. Вот уровень произвола, право на который даровано сегодня Рамзану Кадырову. И эта награда, я думаю, - просто проявленная печать, которой закреплено это право.

XS
SM
MD
LG