Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитный юбилей


Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева
Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева
12 мая исполняется 35 лет со дня создания правозащитной организации Московская Хельсинкская группа. В дни юбилея ее руководители говорят о том, что правозащитная деятельность спустя эти годы так и не потеряла своей актуальности в России.

Московская Хельсинкская группа была создана в 1976 году – после завершившегося в Хельсинки совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором приняли участие главы всех европейских государств, кроме Албании, а также США и Канады. Подписав Заключительный акт этого совещания, советское руководство приняло на себя обязательства придерживаться международных стандартов в области прав человека. Члены созданной правозащитной организации стали принимать от граждан СССР информацию о нарушениях гуманитарных статей Хельсинкских соглашений. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал историк правозащитного движения Александр Даниэль:

– Идея создания общественной организации, которая действовала бы в рамках подписанных Хельсинкских соглашений и превращала бы, в общем, понятную всем демагогию в реальность, это была очень сильная идея. Потому что когда в течение многих месяцев, если не лет, готовился этот Заключительный акт в Хельсинки, то было совершенно понятно, что ни та, ни другая сторона – ни Советский Союз, ни его европейские партнеры по переговоры – не принимают всерьез те положения Хельсинкского акта, которые касаются так называемой третьей корзины, то есть комплекса проблем, связанных с выполнением базовых прав человека в странах, подписавших Хельсинкский акт. Это была некая традиционная демагогия, западным правительствам это нужно было для успокоения собственного общественного мнения, Советскому Союзу это не нужно было, но, почему не подписать, если все равно понятно, что никто особо требовать соблюдения этих прав не будет. Но тут в дело вмешалась, что называется, третья сила – общественность. Как ни странно, советская общественность в лице диссидентов, которые создали эту организацию. Она полностью очень длинно называлась – Общественная группа содействия выполнению хельсинкских соглашений, а сокращенно – Московская Хельсинкская группа, – рассказал Александр Даниэль.

В дни юбилея Московской Хельсинкской группы в Москве находится инициатор ее создания и первый руководитель, известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Орлов, который сейчас живет в США. В эфире Радио Свобода он говорит о том, что правозащитная деятельность в современной России должна охватывать как можно больше сфер общественной жизни:

– Московская Хельсинкская группа была единственной правозащитной организацией, которая тогда пыталась связать рабочее, скажем так, движение с правозащитным, пыталась докладывать о забастовках. Вот это, я считаю, актуально сегодня – связать социальные, экономические права с политическими и гражданскими, – уверен Юрий Орлов.
Мы с самого начала считали, что правозащитная деятельность – это апелляция к властям, мы им обязаны напоминать, что они по своему положению, по законам, по Конституции обязаны защищать права человека, а не нарушать их

Одним из важных достижений Московской Хельсинкской группы ее создатели считают появление аналогичных организаций на Украине, в Литве, Грузии и Армении – это произошло в 1976 и 1977 годах. Современное Хельсинкское движение состоит из 37 аналогичных правозащитных организаций в странах-партнерах по Хельсинкскому соглашению. Сегодня МХГ возглавляет Людмила Алексеева – одна из самых известных российских правозащитниц. Несмотря на почтенный возраст, Людмила Алексеева – активная участница массовых акций протеста, на которых она традиционно призывает российские власти соблюдать законы и права человека. Вот что она говорит об истории МХГ и сегодняшней деятельности организации:

– Как нынешний председатель, я могу сказать, что сейчас очень важно то, что с самого начала Московская Хельсинкская группа обращала внимание на нарушения прав верующих в Советском Союзе. В России они тоже безобразно нарушаются. Надо сказать, что почти никто из правозащитных организаций правами верующих не занимается, а мы до сих пор занимаемся по традиции. Поэтому все верующие идут в Московскую Хельсинкскую группу со своими жалобами. Вот эту традицию мы сохранили, она очень важна. Мы с самого начала считали, что правозащитная деятельность – это апелляция к властям, мы им обязаны напоминать, что они по своему положению, по законам, по Конституции обязаны защищать права человека, а не нарушать их. В какой-то мере это риторика. Надо сказать, что я никогда не кричу "Путина в отставку", мне кажется, что это пустое, но можно сказать при встрече или в письменном виде: "Уважаемый господин президент, в данном случае вы нарушили Конституцию, и мы обращаем ваше внимание на то, что, вы, как гарант соблюдения Конституции…" – сказала Людмила Алексеева.

О том, что правозащитная деятельность в России спустя 35 лет после создания Московской Хельсинкской группы не потеряла своей актуальности, говорит молодой политик, сопредседатель движения "Солидарность" Илья Яшин:

– Проблема прав человека в России всегда была и остается актуальной. Не было в нашей стране такого периода, когда с правами человека все было бы в порядке. Поэтому деятельность правозащитников востребована и в советские времена, и в 90-е годы, да и сейчас она более чем востребована. Поэтому организация, заслужившая такой авторитет, пользуется, конечно, большим уважением, надо сказать, не только среди сторонников, оппозиционеров, людей, настроенных критично по отношению к власти, – авторитет Хельсинкской группы признают и в Кремле. Надо сказать, что к Людмиле Михайловне Алексеевой и к представителям Хельсинкской группы относятся с определенной долей уважения, что их приглашают на какие-то мероприятия, совещания, круглые столы с участием представителей властных структур и признают, по крайней мере, их право на существование. Если какие-то оппозиционные организации не регистрируют и просто отрицают сам факт их существования, то Хельсинкскую группу. Я не говорю, конечно, о всякой "нашистской" шпане, которая на Селигере топчет портреты Алексеевой, но если говорить о чиновниках, то, конечно, они признают авторитет Хельсинкской группы.

– Чему представители молодого поколения российских политиков и правозащитников могли бы и могут поучиться у Московской Хельсинкской группы?


– Терпению, выдержке и последовательности. Работа, которую люди Хельсинкской группы делали в Советском Союзе, достойна восхищения и является достойным примером. Иногда, когда кажется, что ты делаешь какое-то совершенно безнадежное дело, и хочется все бросить, надо просто это дело продолжать, потому что результат рано или поздно придет. В этом смысле МХГ дает достойный пример, – уверен Илья Яшин.

К 35-летию МХГ в Москве пройдет конференция "Права человека и роль неправительственных организаций в регионе ОБСЕ".

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG