Ссылки для упрощенного доступа

Бывший посол Великобритании в Ливии сэр Ричард Долтон – о ливийских сценариях


В Ливии идут позиционные бои...
В Ливии идут позиционные бои...
В адрес действующих в Ливии коалиционных сил раздается критика, в частности со стороны России и Китая, обвиняющих их в нарушении резолюции Совбеза ООН, в превышении полномочий и выходе за пределы установления зоны закрытой для полетов и защиты гражданского населения. Оправдана ли такая критика? На этот вопрос и на многие другие относительно происходящих в Ливии событий, в интервью РС отвечает бывший посол Великобритании в Ливии сэр Ричард Долтон:

– Полагаю, что до сих пор коалиция на сто процентов действовала в рамках мандата Совбеза ООН. Установление бесполетной зоны действительно предотвращает репрессии против гражданского населения со стороны вооруженных сил страны. Так было и в Ираке, и на Балканах в 90-е годы. В Ливии установление зоны, закрытой для полетов, и удары по войскам Каддафи предотвратили взятие Бенгази. Непосредственно перед этими событиями Каддафи провозгласил прекращение огня, начав при этом наступление против оппозиции. Это случилось на следующий день после объявления о подготовке к созданию беспилотной зоны. Так что не думаю, что критика действий коалиции Россией и Китаем обоснована.

Президент Обама заявил о передаче в ближайшее время руководства операцией в Ливии европейским союзникам. Среди стран НАТО все еще нет единого мнения о действиях сил коалиции. Насколько реально участие НАТО в ливийской операции?

– Это решится на проходящих сейчас обсуждениях, в ходе которых выявились разногласия среди стран НАТО. Пока непонятно, как будет решен этот вопрос. Конечно, его нужно было решить до принятия резолюции Совета безопасности ООН по Ливии. Тем не менее, думаю, что все разрешится в течение ближайших дней.

– Вам приходилось встречаться с Муаммаром Каддафи. Какое впечатление он на вас произвел?

– Я встречался с ним несколько раз между 1999-м и 2002-м годами, будучи британским послом в Триполи. Обычно эти встречи проходили в официальной обстановке, когда он приглашал меня послушать его речи, принять участие в приемах делегаций из стран Евросоюза или обсудить ливийско-европейские дела. В этой обстановке он производил впечатление рационального национального лидера. Тем не менее, на некоторых его речах и действиях был заметный налет иррациональности, у него был своевольный и капризный стиль руководства, последствия которого сейчас особенно заметны. В частности, он не смог создать эффективное, честное и компетентное правительство. Последние десять лет его правления разительно напоминают первое десятилетие после его прихода к власти, когда он жестоко подавлял оппозицию, искоренял свободу слова и нарушал права человека.

– Что собой представляет нынешняя оппозиция режиму Каддафи с центром в Бенгази?

– Оппозиция в восточной Ливии получила международную поддержку. В восточных провинциях проживает треть населения Ливии – это более двух миллионов человек. Там образован Временный национальный совет, бросивший вызов власти режима Каддафи. Имена всех его членов достоверно не известны, однако в него входят лица, пользующиеся национальной известностью и уважением. Это люди, представляющие самые разные профессии и социальные слои восточной Ливии. Их политические цели объясняет само название Совета, призванного обеспечить переход власти к общенациональному правительству без Каддафи и его семьи. Сейчас трудно соотнести между собой силы, поддерживающие Каддафи и силы, выступающие против него. Что же касается мнения ливийского народа в целом, то, хотя сейчас и невозможно провести объективный опрос, очевидно, что оно ничем не отличается от устремлений народов Туниса и Египта, которые жаждут перемен.

– Каким вам представляется дальнейшее развитие событий в Ливии?

– Существует несколько сценариев. Цель резолюции Совбеза ООН предполагает защиту гражданского населения и достижение перемирия. Первый сценарий предполагает, что после перемирия начнутся переговоры и будет достигнуто соглашение о создании общенационально правительства без полковника Каддафи. По другому сценарию, достичь договоренности не удастся и Ливия будет поделена на Западную и Восточную части: в первой будет править Каддафи, во второй – оппозиция. Возникнет крайне нестабильная ситуация, чреватая гражданской войной, что может породить очередную интервенцию международных сил. Еще один, наилучший для Ливии и более вероятный, на мой взгляд, сценарий состоит в том, что оппозиция при поддержке международной коалиции предпримет успешное контрнаступление в западном направлении, сопровождаемое восстаниями в ряде городов западной Ливии. Это может значительно ослабить поддержку Каддафи. И хотя нет никакой уверенности в том, что события будут развиваться именно таким образом, успех в этом начинании более вероятен, чем неуспех.
XS
SM
MD
LG