Ссылки для упрощенного доступа

В Ливии воюют за главные города


Ключевые города в Ливии переходят из рук в руки
Ключевые города в Ливии переходят из рук в руки
В Ливии продолжаются бои между войсками, верными Муамару Каддафи, и антиправительственными силами. Войска Каддафи пытаются продвигаться к востоку, к оплоту повстанцев. Авиация Каддафи нанесла удары по стратегически важному городу Адждабия. Тем временем мировое сообщество обсуждает возможность установления над Ливией зоны, запретной для полетов, чтобы помешать бомбардировкам.

Повстанцы сообщают, что бомбардировке подверглись окрестности города Адждабия – ключевого с военной точки зрения: от него идут дороги на север – к оплоту повстанцев, второму по величине городу страны Бенгази, и на восток – к важнейшему городу Тобрук.

Сообщается, что авиаудары были нанесены по военным объектам – складам с вооружением.

Как передает агентство "Франс пресс", один из командиров антиправительственных сил, бывший министр внутренних дел Ливии Абдель Фатах Юнис назвал Абдждабию жизненно важным городом: "Он на пути на восток, ведущем к Бенгази, к Тобруку, а также на юг. Оборона Адждабии очень важна. Мы будем ее защищать".

"Красный крест", одно из немногих гуманитарных агентств, действующих в Ливии, сообщил, что вывел часть своего персонала из Адждабии.

В последние дни легко вооруженные повстанцы отступали на восток под ударами авиации и тяжелой артиллерии, оставив нефтяной порт Рас Лануф, и отойдя к другому портовому городу Брега в восьмидесяти километрах к западу от Адждабии. 13 марта войска, верные Каддафи, объявили о взятии Бреги.

Однако 14 марта поступили сообщения, что бои за Брегу продолжаются. Агентство "Франс-пресс" приводит слова бывшего полковника ВВС Ливии Джамаля Мансура, перешедшего на сторону повстанцев: "Силы Каддафи используют тактику выжженной земли, но наши силы вернули позиции в Бреге минувшей ночью. Они по-прежнему там, но подвергаются интенсивному обстрелу артиллерии и военных кораблей".

Агентство также ссылается на слова одного из повстанцев, участвующего в боях последние десять дней: "Там нет линии фронта, но там по-прежнему есть наши люди". Некоторые наблюдатели отмечают, что режим Каддафи сталкивается с нехваткой людской силы – его войска могут отбросить повстанцев огневой мощью, но не всегда могут удержать территорию.

На западе страны правительственные войска начали наступление на удерживаемый повстанцами город Зуара. Жители этого города, находящегося вблизи границы с Тунисом, сообщают, что войска применяют танки и артиллерию, блокируя дороги вокруг Зуары. Единственным крупным городом, которые антиправительственные силы до сих пор удерживают на западе страны, остается Мисрата. Наступлению войск Каддафи на город, по некоторым данным, мешает неповиновение военнослужащих подразделений, осадивших город. 14 марта государственное телевидение Ливии объявило, что солдаты, перешедшие на сторону антиправительственных сил, будут прощены, если сдадутся армии.

Повстанцы обращаются к мировому сообществу с просьбой о помощи. "Рейтер" цитирует представителя повстанцев Эссама Гериани в Бенгази: "Все в стране задаются вопросом: сколько еще жертв нужно мировому сообществу, чтобы оказать помощь? Может нам нужно совершить массовое самоубийство, чтобы получить необходимое число?" В сообщении "Франс-пресс" приводятся слова Джамаля Мансура: "мы просим Запад нанести точечные удары по военным объектам, чтобы ослабить натиск".

Агентство "Рейтер" цитирует аналитиков, считающих вполне реальной возможностью победу войск Каддафи над антиправительственными силами к тому времени, когда мировые державы согласуют свой ответ на события в Ливии.

Между тем, мировое сообщество пока не выработало единую позицию по вопросу о возможности вмешательства в события в Ливии, в частности, по вопросу об установлении над страной зоны, запретной для полетов. Единства по этому вопросу нет ни в Совете Безопасности ООН, ни в НАТО. За введение бесполетной зоны выступают Великобритания и Франция, эту идею поддержала Лига арабских государств. Впрочем, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что позиция Лиги нуждается в прояснении. 14 марта Реджеп Эрдоган, премьер-министр Турции (страны - члена НАТО), выступил против военного вмешательства в ливийский конфликт:

- Мы видели на других примерах, что интервенции, особенно военные интервенции, только усугубляют проблему. Поэтому мы считаем военную интервенцию НАТО в Ливию или другую страну крайне невыгодной. Более того, мы опасаемся, что это может повлечь опасные последствия, - предостерег Реджеп Эрдоган.

Вопрос о возможных действиях мировой сообщества в связи с событиями в Ливии обсуждается 14 марта на переговорах в Париже, которые проводят главы внешнеполитических ведомств стран "Большой восьмерки". На переговоры в Париж прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая также собирается встретиться во французской столице с представителями ливийских повстанцев. Белый дом придерживается позиции, что любое военное вмешательство должно быть санкционировано ООН. 13 марта перспективы военного вмешательства в ливийский конфликт прокомментировал влиятельный сенатор-демократ от Нью-Йорка Чарльз Шумер:

– Я определенно считаю линию президента Обамы правильной: он не исключает военного решения, но проявляет осторожность. В прошлом применение нами военной силы приводило к негативным последствиям. В то же время стремление мирового сообщества выработать консолидированное решение по Ливии выглядит куда предпочтительнее односторонних действий Соединенных Штатов. Должен ли Конгресс вмешаться? Думаю, что в подобных ситуациях мы можем положиться на мнение президента, который является американским главнокомандующим.
XS
SM
MD
LG