Ссылки для упрощенного доступа

Искушение благотворительностью


Помните сцену из х/ф "Москва слезам не верит", где герой Баталова идет с Сашей, и та им восхищается, какой он молодец, что побил хулиганов и помог ее жениху. А Гоша и говорит, что благодарить его не за что, ибо никто же женщиной не восхищается, что она готовит обед.

Меня раньше эта сцена смущала. Я думала, что герой Баталова не прав - как раз надо говорить женщине спасибо за обед, всех надо за все благодарить, за любую мелочь.
И вот теперь только я поняла о чем он говорил. Восхищаться естественным - вот чего не надо делать. Естественно ли для женщины обеды варить - дело десятое, и сейчас не об этом.
Но вот не бросать своего ребенка, своего близкого - это естественно.
Бороться с болезнью - это естественно.
Помогать слабому - это естественно.

Лихие девяностые пронеслись лавиной и смыли ориентиры. Если в 17 году, взорвав церкви, большевики незамедлительно ввели свою "религию", то в 90-х после развала СССР нам дали только колбасу. Она-то и стала в итоге нашей "религией". Мы превратились в общество потребителей, в котором тот, кто не живет по законам рынка - или псих или святой.
Вам никогда не казалось, что все, кто у нас так или иначе занимается помощью (благотворители, волонтеры, добровольцы) - немного психи? Я вот точно за себя могу сказать - псих, каких еще поискать :-)

У Кати Чистяковой (исполнительный директор БФ Подари жизнь) в ЖЖ-дневнике есть тэг - искушение благотворительностью. И это - в самое сердце. Благотворительность это действительно то, что не только сносит крышу (если она вообще была), но и ужасно искушает, потому что ты в глазах других будешь однозначно святым. И тебе об этом будут говорить, может быть, по много раз на дню. Как устоять, как не возомнить себя божком со всеми вытекающими?

3,5 года назад я сделала свой первый благотворительный взнос - я передала волонтеру конвертик с деньгами на покупку лекарств для одной девушки. А потом я жадно следила за записями волонтера в ожидании, когда же она напишет мое имя и сумму. Но она так и не написала. Первое мое чувство было - обида. Но потом мне стало стыдно. Я поняла, что я передавала деньги не на лекарства, а для того, чтобы мое имя написали и меня похвалили. Я просто хотела купить отношение к себе, а не помочь.

После этой истории были еще и другие, которые привели меня к выводу, что благотворительность должна быть анонимной. Только так она не будет грехом и искушением. Если человек знает, что останется в тени, что может быть ему даже простого спасибо не скажут, но он все равно занимается этим, - это значит, что он делает это не для себя, не для своего Эго, а он ПОМОГАЕТ тому, больному, нуждающемуся, ему действительно важнее всего, чтобы он поправился, выкарабкался, а не то, будет ли этот человек его знать, его благодарить. Запишут ли ТАМ его имя. Человек, который ни на миг не задумывается о том, что творя добро - он спасает свою душу, творит истинное добро.

Я предвижу много возражений - такое отношение значительно сократит количество дарителей. А значит - количество денег и количество спасенных жизней. Да, у нас в стране благотворительность - лучший PR, и многие крупные компании и не скрывают сей факт. Ну а нам, неужто трудно, сказать спасибо по бумажке? Ведь на кону чья-то жизнь. Тут ноги целовать будешь, лишь бы помогли. И вот тут-то я вспоминаю слова Д.Быкова - я лучше пойду милостыню просить, чем возьму их деньги. Я, наверно, теперь тоже, Дмитрий Львович. Потому что не поднимется у меня рука взять деньги у человека, который говорит "я-то чужим помогаю, а вы о своих печетесь - вот в чем меж нами разница". Я не буду потакать тому дьяволу, что искушает этого человека - и в этом будет мое спасение его души: не взять его денег, значит не продать его душу, не стать соучастником.

Да, у нас в стране благотворительность существует не для улучшения качества жизни, как в цивилизованном мире, а для спасения жизни, и нам "не до жиру, быть бы живу". Но это уже другая история, о которой я уже как-то писала. Благотворительность стала для нас всех ловушкой: чем меньше делает государство - тем больше делают благотворители - и тем еще меньше делает государство... Сейчас благотворительность заменила государство по всем фронтам. Но бесконечно это длится не может, потому как волонтеры - не профессионалы, и вся их деятельность похожа на затыкание пробоины в Титанике собственными задами, при том что айсберг продолжает вскрывать борт корабля, словно консервную банку. Благотворители способны лишь временно отсрочить катастрофу, творящуюся в нашем государстве в области социального и медицинского обеспечения. И чем больше отсрочка, тем сильнее и неотвратимее катастрофа. Поэтому единственный выход - это, пока это еще не поздно, заставить государство выполнять свои конституционные обязательства по защите жизни граждан, и этим-то и должны заниматься благотворители в первую очередь. Да-да, не денежку собирать, а пикеты устраивать.

Героев не судят. А благотворители у нас, с учетом всех реалий нашей страны - герои, потому как работают в нечеловеческих условиях, чего уж там. Героев не судят, и поэтому благотворители порой себе "позволяют" - и дурное настроение, и открытое хамство, и необязательность, и непрофессионализм, и просто выяснение отношений вместо реальной работы. Но я уже писала и хочу повторить: благотворительность должна быть профессиональной. Знаете, вот как кассир работает с деньгами, порой - с миллионами. но для нее это должны быть только цифры, только работа. А иначе - она может украсть. Так и тут - как только человек задумался о спасении своей души за счет другого, как только возомнил себя святым - ему не место в благотворительности.

Я знаю, что эту статью прочитают многие знакомые мне благотворители и узнают (я даже не пишу возможно) себя. И обидятся на меня. Но я очень надеюсь, что потом, ибо все они Отличные Люди, когда их "отпустит", они подумают и сделают выводы. Именно для этого я и пишу эту статью.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG