Ссылки для упрощенного доступа

Суд защитили от Ходорковского


Сторонников Ходорковского обвиняют в давлении на суд и президента
Сторонников Ходорковского обвиняют в давлении на суд и президента
Обнародовано письмо общественных деятелей, в котором сторонников Михаила Ходорковского обвиняют в "манипулировании общественным мнением" и "беспрецедентном давлении на правосудие". Его подписали 55 человек, в том числе члены Общественной палаты Иосиф Дискин и Анатолий Кучерена, артисты Николай Расторгуев, Аскольд и Эдгард Запашные, телеведущая Тина Канделаки, спортсмены Владислав Третьяк и Ирина Винер.

В письме, в частности, сказано:

"На фоне второго процесса по делу руководителей НК ЮКОС М.Б.Ходорковского и П.Л.Лебедева общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации судебной системы. Широкая дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие".

Реформировать систему правосудия "под давлением отдельных институтов и лиц, тем более находящихся в конфликте с законом или допускающих возможность его выборочного применения, бессмысленно и опасно".

"Судьбы обычных граждан, которые незаконно осуждены или долгое время добиваются в суде справедливости, не интересуют и потому не упоминаются вышеуказанной "широкой общественностью" в их борьбе за независимость судебной системы".

"Помилование становится способом давления на президента и попыткой сталкивания его с судебной системой".

Письмо опубликовано на портале Justice-Journal, сбор подписей, как указано на сайте, продолжается. Адресат письма не указан.

Инициатором письма, как и создания самого портала Justice-Journal, стал глава общественного комитета "За открытость правосудия" Денис Дворников. Комитет был создан в конце 2010 года. Заявленная цель – "реализация проектов по обеспечению общественного контроля в области правоприменения и деятельности судов".

В момент написания текста Денис Дворников для комментариев был недоступен.

В создании комитета "За открытость правосудия" принимал участие президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. В интервью Радио Свобода он заявил, что теперь об этом сожалеет:

– Денис Дворников в свое время предложил создать некий комитет по защите правосудия, а по сути – продолжить деятельность комиссии по открытости правосудия, которую я довольно долго возглавлял. Шла речь о заведении интернет-порталов судов. Но это письмо – первое дело того комитета, в который я попал, как кур в ощип. Я понятия не имел о нем, прочитал в интернете. Меня не подставили, потому что моей подписи там нет и я не автор этого письма. Меня больше смутила абсолютная бессодержательность этого письма: оно состоит из намеков, тут нет ничего, что можно было бы опротестовать. Откуда взялось такое желание облобызать действующую судебную власть и подлизать самые грязные ее части тела – пока не знаю. Я в этом участие принимать не буду, можете быть спокойны. Теперь мне предстоит выяснять отношения с господином Дворниковым, но это уже мои проблемы, – сказал Алексей Симонов.

Один из подписантов письма – председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин. В феврале он организовал круглый стол на тему "Общество и власть: отношения после приговора по второму делу ЮКОСа", в котором участвовали и другие подписанты нынешнего письма – члены Общественной палаты: Анатолий Кучерена и Владислав Гриб. Письмо Иосиф Дискин подписал потому, что "согласен с его основными идеями":

– Много говорится об административном давлении на судей, но недопустимо и давление общественности. На Западе, который вы представляете, за попытку любого давления на суд наказывают очень строго. У нас такой традиции нет. Письмо рассчитано на то, чтобы убедить общественность, что если мы хотим иметь справедливый суд, то необходимо оградить суд от любого давления. Как мы знаем, по политическим мотивам был убит в Москве судья Эдуард Чувашов... Общественная организация "За открытость правосудия" обратилась на мой персональный мейл с предложением подписать письмо. С основными идеями письма я согласен – и я подписал, – заявил Иосиф Дискин.

Письмо соответствует "личной позиции" и другого подписанта – генерального секретаря Союза профсоюзов России, председателя межрегионального профсоюза железнодорожников Евгения Куликова:

– Судебная система в нашей стране имеет определенные изъяны. Если мы по каждому из них будем выводить людей на улицы и требовать от президента принятия решений, начнутся хаос и анархия. С судебной системой бороться надо иными способами: например, исключить возможность несменяемости судей, сделать так, чтобы гражданское общество могло влиять на судьбу того или иного судьи, который ведет себя неправильно.

– Вам не кажется, что те граждане, которых вы, подписав, письмо, осудили, как раз посчитали действия судьи Данилкина неправильными?

– Это не все гражданское общество. У нас достаточно много проблем, связанных с ошибками, в том числе в судебной системе, не применительно к ЮКОСу. Я знаю очень много людей, которые пострадали в результате неправильных действий работодателя. Это работники, они составляют большую часть гражданского общества. Достаточно сложно восстановить их нарушенное право. Об этом те правозащитники молчат, но почему-то у них вызывает истерию восстановление нарушенного мифического права одного бизнесмена. Я практически полностью уверен в том, что Ходорковский виновен: невозможно за такой короткий период времени сколотить такое большое состояние, – сказал Евгений Куликов, выразив надежду, что "власть поймет, что в стране еще достаточно много здравомыслящих людей".

Адвокат Юрий Шмидт назвал письмо заказным и сравнил его с "очередной попыткой сделать хорошую мину при плохой игре".

– Письмо написано с претензией на некую объективность, хотя, по большому счету, оно явно направлено против Ходорковского. Я полагаю, что инициатором этого текста был господин Сурков, который может завтра мигнуть любым глазом – и появится пятьдесят таких писем, где будет по 550 подписей. Особо значительных людей, из-за которых мы бы переживали, как переживали в связи с первым письмом, (помню, Михаил Борисович очень переживал, что там стоит подпись Лео Бокерия, Антонова-Овсеенко), среди подписантов нет. Общий пафос письма – что не надо дискредитировать судебную систему – я разделяю. Вопрос в том, что судебная система дискредитирует сама себя. И, конечно, ее дискредитирует власть – тем, что встроила российские суды в общую вертикаль и лишила их независимости.

Общественность по большому счету волнует не дело Ходорковского, людей волнуют свои собственные дела. Выборочное применение закона в зависимости от социального положения лица или от его места во властных структурах доказано многократно. Общество волновало дело о ДТП с губернатором Евдокимовым, когда осудили совершенно безвинного шофера. Общество волнует ситуация с ДТП с участием вице-президента ЛУКОЙЛа и доктора Александриной. Люди, которые имеют свое мнение о судебной системе, на это письмо не обратят никакого внимания. И таких людей очень много: только уголовных дел проходит каждый год миллион. Главное, что необходимо для оздоровления нашей судебной системы, – это прямая и честная дискуссия о том, что в ней происходит, – сказал Юрий Шмидт, сославшись также на выступление председателя Конституционного суда Валерия Зорькина.

В день, когда было обнародовано письмо, 3 марта, Валерий Зорькин заявил, что "судебная система в России отягощена язвами, пороками и недостатками", и подчеркнул, что все граждане должны быть равны перед законом.
XS
SM
MD
LG