Ссылки для упрощенного доступа

Кинокритик Андрей Плахов - о 61-м Берлиннале


Андрей Плахов
Андрей Плахов
Премьерой фильма братьев Коэн "Железная хватка" открывается 61-й Берлинский кинофестиваль. Россию на конкурсе будет представлять фильм Александра Миндадзе "В субботу". И хотя из года в год профессионалы говорят о том, что кинематограф переживает не лучшие свои времена, берлинский киносмотр вызывает стабильно высокий интерес среди кинокритиков и киноманов. Обозреватель ИД "Коммерсантъ", кинокритик Андрей Плахов рассказал Радио Свобода о том, что лично ему было бы интересно увидеть в Берлине:

– Обычно первый день фестиваля уходит на то, чтобы подробно изучить каталог. Всегда есть известные имена, но гораздо больше фильмов молодых режиссеров или режиссеров-дебютантов. Вообще, у меня такое впечатление, что картина кинематографа резко обновляется сегодня, и когда приезжаешь на любой фестиваль, в том числе и на Берлинский (может быть, исключение Канн, где в конкурсе, как правило, собраны мэтры), оказываешься перед огромным разнообразием новых сюжетов, новых имен, новых явлений в кинематографе. Разобраться в них достаточно сложно. Но помогает какой-то опыт, интуиция, знание горячих точек развития сегодняшнего кинематографа. Например, известно, что очень интересные фильмы делаются в Латинской Америке, поэтому на этот регион направлено особое внимание. Из Таиланда, Шри-Ланки – из стран, которые раньше вообще отсутствовали на кинокарте мира – сегодня приходит много интересного. По такому принципу и происходит выбор, а известные имена, конечно, никогда не хочется пропускать.

– В программу включен режиссерский дебют известного британского актера Рэйфа Файнса, первый фильм мексиканской актрисы Виктории Махони, мексиканской сценаристки Паулы Маркович, американской актрисы, певицы, а теперь и режиссера Миранды Джулайт. Все это интересно для профессиональных кинокритиков или, как правило, здесь вас ждет много разочарований?

– В режиссуру сегодня приходят из самых разных сфер, часто близких к искусству, но не из киношкол – то есть все эти люди не проходят традиционный путь кинематографистов. Я думаю, это связано с тем, что меняется съемочная технология, и сегодня снять фильм теоретически может любой человек, купив самую недорогую цифровую камеру. В данном случае речь идет о людях, которые уже себя в чем-то проявили. Рэйф Файнс – это знаменитый актер из кинематографической династии: его брат актер, его сестра известный режиссер. Когда такой человек, уже не юный, берется за режиссуру, да еще в качестве первого своего опыта берет одну из самых сложных пьес Шекспира, переносит ее в современность и делает что-то вроде триллера, это, конечно, интересно. Другой вопрос, окажется ли замысел и воплощение удачным, но смотреть, в любом случае, надо. И это касается почти всех упомянутых вами персонажей.

– Обязательно ли смотреть фильм-открытие, фильм-закрытие? Ведь это, как правило, не конкурсный фильм, а какой-то качественный фильм от известного режиссера. В этом году – это картина братьев Коэнов "Железная хватка", который уже собрал хорошую кассу в Штатах. Вы пойдете его смотреть?

– Я не пойду его смотреть, поскольку уже его посмотрел. Прокатная компания, выпускающая этот фильм в России, организовала пресс-показ. Что же касается гостей Берлинского фестиваля, то здесь каждый решает для себя сам. Но, надо сказать, что атмосфера открытия многих привлекает – собираются звезды, есть блеск, шик, роскошь и престиж. Но для того, чтобы получить какую-то новую информацию открытие и закрытие не лучшие места.

– Берлинский кинофестиваль, пожалуй, самый политизированный из большой фестивальной тройки. В этом году также довольно много политических событий, так или иначе сопряженных с Берлинским конкурсом: это и всемирная кампания за освобождение иранского режиссера Джафара Панахи, и документальная картина Сирила Туши о Ходорковском. Как вы относитесь к такой политизации? Или вы предпочли бы заниматься чистым искусством на фестивале?

– Может быть, я и предпочел бы заниматься чистым искусством, но, к сожалению, это не всегда получается. Наш мир очень политизированный и Берлинский фестиваль всего лишь отражает реальное положение вещей. Конечно, играет роль то, что Берлин – это особый город, многие годы сам бывший средоточием политических противоречий. Существование фестиваля в этой замкнутой, как бы экс-территориальной зоне западного Берлина, когда очень хотелось из нее вырваться и прикоснуться к проблемам всего человечества, определило политическую ориентацию Берлинале. В этом есть свои плюсы и свои минусы: иногда фильмы берутся именно по принципу политической актуальности или политкорректности. Берлинская публика политически активна, она с огромным интересом смотрит фильмы, посвященные важным и актуальным темам, даже если эти фильмы не всегда художественно совершенны. В любом случае ясно, что такие кампании, как освобождение Джафара Панахи, это дело не только Берлина, но и всего мирового киносообщества. В Канне была та же ситуация, когда демонстративно пустовавший стул ожидал члена жюри Джафара Панахи. Она же повторяется в Берлине. Выдающийся режиссер, обладающий такими призами, как Венецианский Золотой лев, как Серебряный медведь Берлинского фестиваля, брошен в тюрьму, лишен возможности работать. Конечно, нужно сделать все, чтобы ему попытаться, по крайней мере, помочь.

Премьера фильма о Ходорковском тоже ожидается с большим интересом. Его ждали еще в прошлом году, так что его показ станет одним из, безусловно, важных событий Берлинале. Все это будет показано в так называемый "Русский день". Параллельно состоится официальная премьера фильма Александра Миндадзе "В субботу". В этот же день покажут фильм Александра Зельдовича "Мишень". Так что весь этот день, понедельник, 14 февраля, будет посвящен России.

– Вы и ваши коллеги испытывают какую-то особую гордость, когда фильм, представляющий вашу страну или вашу киношколу, выигрывает фестиваль. Или все-таки холодный профессионализм здесь самое важное?

– Истина где-то посередине. В общем, я не сторонник того, чтобы рассматривать фильмы с точки зрения того, где они произведены и тем более с точки зрения некоего патриотизма. Все-таки важнее искусство. Все движется по какими-то своим траекториям – сегодня этот центр энергии перемещается в Латинскую Америку, завтра – на Дальний Восток, послезавтра – в Румынию, еще в какие-то страны, и все это интересно, все это как раз и есть кинопроцесс, за которым мы, кинокритики, следим. Но, с другой стороны, свое национальное кино все равно в чем-то ближе, потому что ты в этом соку варишься, ты испытываешь к нему какую-то привязанность, болеешь за него. Если Россию представляет хороший фильм, то, конечно, мы за него болеем. И мне бывает странно видеть некоторых коллег, которые испытывают какую-то странную неприязнь к отечественному фильму, который попал в конкурс. Мне кажется, это снобизм. На самом деле нужно к этому относиться спокойно, без истерики, без надрыва, по возможности своему национальному кино помогать, в том числе и его успеху на международных фестивалях.

Этот и другие важные материалы итогового вырпуска "Времени Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG