Ссылки для упрощенного доступа

Обама призвал Мубарака к реформам


Выступление Барака Обамы о ситуации в Египте, 28 января 2011 г
Выступление Барака Обамы о ситуации в Египте, 28 января 2011 г
Волнения в Египте и ответ египетских властей на них, все больше обретающие очертания революционной ситуации, вызвали неожиданно решительную, по словам наблюдателей, реакцию со стороны Соединенных Штатов. Египет в течение трех с лишним десятилетий был близким союзником Соединенных Штатов, и сейчас Белый Дом оказался перед сложной дилеммой.

Вечером 28 января, уже после отставки египетского правительства, обращения Хосни Мубарака к народу и, как выяснилось после, телефонного разговора Мубарака с Бараком Обамой, президент США сделал совершенно определенное заявление, четко обозначив американский подход к кризису в Египте:

– Прежде всего, нас беспокоит вероятность гибели и ранений среди демонстрантов, и я хочу совершенно однозначно призвать египетские власти воздержаться от применения насилия по отношению к мирным демонстрантам. Граждане Египта обладают правами, которые являются всеобщими. К ним относится право собраний, свободы слова и право определения своего собственного будущего. Это права человека, и Соединенные Штаты готовы выступить в их защиту повсюду.
В заявлении президента Обамы была ясно сформулирована стратегия США: заставить союзный режим провести реформы под угрозой падения

Президент Обама заявил о необходимости восстановления интернета, телефонной и сотовой связи в Египте и призвал демонстрантов твердо придерживаться мирных форм волеизъявления. Президенту Египта пришлось услышать из уст американского президента беспрецедентное в отношениях между союзниками публичное внушение:

– В обращении Хосни Мубарака к народу Египта президент пообещал развивать демократию и предоставить больше возможностей для экономического преуспевания. У меня был с ним разговор после этого выступления, и я ему сказал, что на нем лежит ответственность за то, чтобы придать этим словам реальное наполнение. Он должен предпринять конкретные шаги с тем, чтобы выполнить обещания.

В этом заявлении президента Обамы была ясно сформулирована стратегия США: заставить союзный режим провести реформы под угрозой падения. Тем самым прояснилось неожиданное заявление вице-президента Байдена, сделанное днем ранее. Неожиданным был тон вице-президента. В интервью общественному телевидению он отказался назвать Мубарака диктатором, сделав акцент на том, что он – союзник Соединенных Штатов. Этого оказалось некоторым комментаторам достаточно, чтобы заговорить о том, что Вашингтон продолжает твердо стоять на стороне авторитарного режима.

Но заявление Барака Обамы прояснило многое. Вот что говорит Джон Пайк, известный американский эксперт по вопросам безопасности, директор организации "Глоубал Секьюрити":
Падение режимов в двух странах может вызвать эффект домино, потому что у большинства арабских стран сходные проблемы

– Как мне кажется, Обама устанавливает дистанцию между собой и Мубараком. И это, в общем, естественное продолжение процесса, начатого довольно давно. Соединенные Штаты традиционно, хотя и в менее резкой форме, призывали Каир приступить к демократическим реформам. В данный момент администрация действительно оказалась в неловкой ситуации: она не может отказать Мубараку в поддержке, ведь тот был три десятилетия надежным внешнеполитическим партнером США. Но, с другой стороны, если египтяне свергнут Мубарака, и к власти придет враждебное США правительство, как это случилось в Иране, Вашингтон будет обвинен в поддержке диктатора.

– А какова, по-вашему, вероятность того, что в результате этих событий к власти в Египте придет радикальный режим?

– Есть большая вероятность того, что в случае падения Мубарака будет сформировано правительство с участием представителей "Мусульманского братства". Как бы это правительство ни выглядело, его политика наверняка будет гораздо менее проамериканской. Волнения в регионе, я думаю, приведут к появлению режимов, где значительную роль будут играть религиозные партии и группировки. Вопрос состоит не в том, произойдет ли это, а в том, когда это произойдет. Я бы, кстати, не считал это однозначно негативной тенденцией. Если мы хотим видеть репрезентативные правительства, в них должны быть представлены религиозные партии. Турция в этом смысле предлагает обнадеживающий пример. Такой результат может казаться тревожным многим людям, но это не обязательно приведет к катастрофе.

– Ваш прогноз развития ближневосточного кризиса?

– Я думаю, вероятны крупные перемены еще в одной стране. Если не в Египте, то в Йемене или Иордании. Падение режимов в двух странах может вызвать эффект домино, потому что у большинства арабских стран сходные проблемы. Ими правят оторванные от народа автократические режимы, там проходят фиктивные выборы, власти коррумпированы, население, как правило, молодое, хорошо образованное, и все эти страны страдают от гигантской безработицы. Все это – рецепт, который привел к свержению режима в Туниса и, быть может, приведет к подобным событиям и в других странах.
XS
SM
MD
LG