Человек-паук живет во Внуково. Ему шесть лет и зовут его Никита. Его дом – двухэтажное здание в форме буквы Г. Это бывшее общежитие Министерства обороны. Там живет семь больших семей отставных военных: с детьми, стариками, котами и морскими свинками, коврами на стенах и вечно теплыми плитами в кухнях. Раньше семей было несколько десятков, но их выселяют – в никуда и без компенсаций. Происходит это, по мнению жителей, по вине Управления делами президента России и Министерства обороны. Чтобы спасти дом своих родных и соседей, Никита и переодевается в костюм Человека-паука.
У Никиты есть команда супергероев: девятимесячный Леха уже умеет ходить, а у полуторагодовалой Аленки ослепительно золотые кудри. Это его двоюродные брат и сестра. Еще есть друг-сосед – четырехлетний Олег. В игре он тоже супергерой, а в мире взрослых – инвалид: у него очень редкая болезнь Гиршпрунга – один случай на десять тысяч новорожденных, – при которой из организма вообще не выводятся токсины и ненужные вещества.
Родители супергероев – дети отставных военных бывшей воинской части 62112 – сверхспособности приобретают постепенно, с годами. В конце девяностых они еще были простыми дальнобойщиками, милиционерами, экспедиторами, работниками авиакомпаний и домохозяйками. К концу 2010 года стали юристами-любителями, гражданскими активистами и заставили оправдываться перед собой чиновников Управления делами президента и Министерства обороны России.
Вот как произошло превращение.
Общежитие входило в воинскую часть 62112. В середине девяностых она была расформирована, а к концу девяностых ее имущество перешло в хозяйственное ведение Управления делами президента России. С просьбой об этом в Минобороны обратился лично управляющий делами президента Павел Бородин (он занимал этот пост в 1993–2000 годах; сейчас секретарь Союза России и Белоруссии; известен, в частности, тем, что был первым начальником Владимира Путина после переезда последнего в Москву). Распоряжалось этим имуществом предприятие Управделами с замысловатым названием "Государственное унитарное предприятие производственной кооперации и импортно-экспортных программ Управления делами Президента РФ" – сокращенно ГУП "Госимпэкс". Создал его своим указом Павел Бородин, он же в 2000 году приказал его ликвидировать. Арбитражный суд Москвы признал предприятие банкротом и назначил конкурсного управляющего. В его обязанности, в частности, входило позаботиться о статусе общежития. Юридического статуса жилого дома у здания не было – его оформление шло с трудом из-за строительных сложностей и большой бумажной работы. К тому же оформление пришлось как раз на время передачи общежития из ведения Минобороны в ведение Управделами президента. Конкурсный управляющий, как рассказывают жители, поступил вопреки своим обязанностям: продал общежитие – как нежилое здание в составе имущественного комплекса бывшей воинской части – частной фирме "Диалект контакт". Эта фирма его перепродала. И вот новый собственник – ООО "Монтажсетьстрой" – в судебном порядке выселяет жильцов.
Директор "Монтажсетьстрой" Сергей Явдолюк настаивает на том, что общежитие никогда не было жилым. Жители, в свою очередь, подвергают сомнению законность продажи своего общежития частным фирмам: оно было в хозяйственном ведении, а не в собственности "Госимпэкс", и продавать его, по Гражданскому кодексу, было нельзя – такая сделка, говорят жители, ничтожна. Суды тем временем принимают разные решения. Одни – что выселять нельзя, потому что общежитие предназначалось для семей военных и оформить его статус как жилого здания должно было предприятие "Госимпэкс", но "от вопроса самоустранилось" и, продав общежитие частным фирмам, нарушило права жильцов. Другие – что жители нарушают законные права собственника – компании "Монтажсетьстрой". Сергей Явдолюк намерен добиться выселения каждого жильца – аэропорту Внуково нужны склады, сопротивление жителей приносит его фирме убытки, в том числе репутационные:
– Про нас говорят, что мы их травим собаками, – жалуется Сергей Явдолюк. – Наш совет директоров велел судиться с корреспондентами, которые такое пишут.
На вопрос, кто возглавляет совет директоров "Монтажсетьстроя", Сергей Явдолюк не отвечает.
Павел Бородин на запрос корреспондентов Радио Свобода пока не ответил. Его помощник Иван Макушок заверил, что Павел Бородин когда-нибудь ответит:
– Будет вам ответ, но сейчас совсем не до этого: постоянно идут люди и поздравляют с наступающим новым годом, – сказал Иван Макушок.
Пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков в интервью Радио Свобода назвал продажу бывшего общежития Минобороны частной фирме "фактически незаконной" и заверил, что Управление сделало все, чтобы жителям помочь:
– Статуса общежития у здания не было, но оно использовалось под общежитие, – подтвердил Виктор Хреков. – ГУП "Госимпэкс" было ликвидировано, так как не соответствовало основным задачам Управления делами президента. До 2000 года при Управлении делами было около сорока ГУПов, которые не соответствовали основным задачам Управления, которыми являются материально-техническое обеспечение деятельности президента, главы правительства, администрации, аппарата правительства и высших органов государственной власти. Поэтому предприятия и были ликвидированы. Конкурсный управляющий Бирман после ликвидации "Госимпэкс" заключил договоры о продаже имущественного комплекса, при этом не были решены вопросы по расселению жильцов так называемого здания общежития. Тогда Управление делами в сентябре 2002 года обратилось в Генпрокуратуру с целью проверки законности действий конкурсного управляющего. По фактам допущенных нарушений прокуратурой Москвы было возбуждено уголовное дело. Управлением делами в 2002-2005 году в судебном порядке предпринимались меры для признания договоров продажи имущества, заключенных Бирманом, недействительными, а также с целью признания активов ГУП "Госимпэкс" федеральной собственностью, отчуждение которой в рамках арбитражного производства дела о банкротстве унитарного предприятия – неправомерно.
Мы вели активную борьбу, но решением судов разных инстанций многочисленные иски Управления делами президента РФ были отклонены. Сейчас Управление делами к этому объекту не имеет никакого отношения. Мы сделали все, чтобы вернуть его в федеральную собственность.
– У Управления делами есть возможность повлиять на ситуацию с выселением людей?
– Нет, только власти Москвы и Министерство обороны могут это сделать. Я понимаю желание этих людей – очередной владелец пытается их выселить. Но у Управления делами нет правовых возможностей влиять на ход этого процесса. Конкурсный управляющий фактически совершил незаконные действия. Не знаю о судьбе уголовного дела, но оно было возбуждено.
По словам Виктора Хрекова, история эта "нетипична":
– Суд не встал на нашу сторону. В то же время у нас много примеров, когда нам все-таки удавалось вернуть собственность. Один из самых ярких – мы вернули в федеральную собственность санаторий "Русь", который в свое время был продан и находился у частного владельца. Различные организации пытались отобрать в собственность или незаконно арендовать оздоровительный комплекс "Дагомыс". Его мы тоже вернули в федеральную собственность. Еще один пример – комплекс зданий прессы в районе улицы Правды в Москве. Что называется, в лихие девяностые часть комплекса была незаконно приватизирована. Значительную часть мы отвоевали, – сказал Виктор Хреков.
Участь санаториев бывшему общежитию повторить не удалось. Многолетнее изучение документов, общение с прокурорами и приставами заставило жителей обратиться в Министерство внутренних дел: "У нас есть основания полагать, что банкротство ГУП "Госимпэкс" было умышленно организовано сотрудниками, близкими к Управлению делами президента либо пользующимися серьезным покровительством со стороны сотрудников Управления делами". Ответа на обращение пока нет.
…Суды по выселению жителей бывшего общежития Минобороны, в том числе супергероев Никиты, Олега, Лехи и Аленки, начнутся с 12 января. Способности их простых родителей – милиционеров, дальнобойщиков, работниц авиакомпаний – за годы борьбы за свой дом заметно развились. До статуса супергероев инициативным жителям общежития пока далеко. Но это точно уже не люди, которыми торгуют.