Ссылки для упрощенного доступа

"Пока Ходорковский сидит в тюрьме, слова президента – пустая риторика"


Западная пресса продолжает писать о проходящем в Москве судебном процессе над бывшими совладельцами компании ЮКОС Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.

Редакционная статья в британской газете «Таймс» озаглавлена «Русская рулетка».

«В бизнесе Ходорковского можно действительно обнаружить следы теневых операций, но, на самом деле, процессы над ним – не о том. Его тюремное заключение – составная часть продолжительной кампании Владимира Путина – некогда президента, а сейчас премьера – по подавлению политической оппозиции…
Второе осуждение Ходорковского носит совершенно травестийный характер. Его предварительное заключение за предполагаемые преступления началось в 2007 году, когда он уже был в тюрьме. Его и Лебедева обвинили в том, что они украли нефти на 27 миллиардов долларов у дочерних компаний ЮКОСа – а потом продали их заграницу по завышенным ценам. При этом ЮКОС был законным владельцем всех этих компаний, и они получали всю причитающуюся им прибыль. Ходорковский – жертва подконтрольной юстиции, избирательного применения власти и всемогущественного государства. Ситуация вокруг него напоминает тот стиль государственной политики, который, казалось бы, умер 20 лет назад. В 1980-е советские автократы использовали показательные процессы для того, чтобы напугать недовольных и поощрить мифологию родины, вечно окруженной врагами. Выбор господином Путиным именно такой стратегии – спектакля, наказания, унижения – атавистичен и бессовестен. Но он отлично соответствует его безразличию к власти закона.
Наказание Ходорковского обеспокоит западные правительства и отпугнет иностранных инвесторов».

Редакционная статья в британской газете «Гардиан» озаглавлена «Михаил Ходорковский: российский политический узник».

«Второй процесс Ходорковского – не о мошенничестве. Его тема – страх: страх того, что произойдет, если некую жертву несправедливости освободят прямо сейчас. Даже еще до известного высказывания премьера, обвинительный вердикт был предрешен. Он не вызвал удивления. Но вот величина тюремного срока интересна по-прежнему, так как именно это имеет прямое отношение к политическим и экономическим капиталам людей, которые сейчас владеют Россией. И не потому, что Ходорковский особенно популярен, или русские забыли о его околокремлевском прошлом времен Ельцина. И даже не потому, что несколько сот людей, которые вчера презрели опасность быть арестованными у здания суда, могут завтра превратиться в сотни тысяч, скандирующие «Свободу!» или «Россия без Путина!» рядом с резиденцией премьера. Последний вердикт лишил судебное преследование Ходорковского признаков обычного фарса. Нет, он просто лишил его статуса судебного преследования. Он превратил то, что происходит, в гонения, а Ходорковского – в жертву политических репрессий. Оттого, когда бы он ни был освобожден, он станет магнитом, притягивающим к себе все остальные случаи несправедливости, допущенные нынешним режимом. Уже никто не будет верить президенту Медведеву, говорившему о власти закона в России. Пока Ходорковский сидит в тюрьме, все слова президента – пустая риторика. Но когда он окажется за ее воротами, Кремлю придется еще сложнее».

И еще один фрагмент статьи в «Гардиан» - о международном аспекте вердикта Ходорковскому, в частности – о заявлении госсекретаря США Хиллари Клинтон, подвергшей критике обвинительный вердикт по делу ЮКОСа:

«Как человек, который наживает на кнопку «перезагрузки», и как представитель администрации, убеждавшей Конгресс голосовать за договор СНВ, Клинтон сказала то, что может иметь резонанс в Кремле и стать фактором в его отношениях с Америкой, да и вообще во внешнеполитическом курсе России. Президент Обама и канцлер Меркель – самые лучшие из возможных союзников нереформированной России. Все прочие возможности – значительно хуже, а поколение подхалимов, вроде Сильвио Берлускони, сходит на нет. Путин должен осознать это».
XS
SM
MD
LG