Ссылки для упрощенного доступа

Праздник, о котором останутся лишь воспоминания


Победа заявки России на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это – главная тема, которую обсуждают блогеры, пишущие о спорте в России.

Борис Вишневский на сайте интернет-издания "Грани.ру" пишет:

"Победа заявки России на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году говорит о том, что России доверяют, – торжествует Владимир Путин. – Доверяют ее возможностям, готовности ее экономики, ее социальной и политической сферы к организации соревнований подобного рода". А дальше про "политическую стабильность", которая, мол, чрезвычайно важна "при выстраивании долгосрочных планов".

Кто еще сомневается, что Владимир Владимирович от власти (несменяемость которой он привычно называет "стабильностью") никуда не уйдет? Он еще и на четвертый срок останется, а не только на третий, во время которого в 2014 году будет открывать Олимпиаду в Сочи: ЧМ-2018 пройдет, как известно, сразу после президентских выборов-2018 в России.

Родоначальники футбола недоумевают: как же так, почему чемпионат не получила Англия – с ее заявкой, неизмеримо превосходящей российскую (сопоставлять инфраструктуру, традиции и уровень футбола в двух странах все равно, что сравнивать современный компьютер с арифмометром)?

Смешные ребята, право: они что, не знали, как путинская власть привыкла "решать вопросы" и что для нее сложность проблемы измеряется только количеством занесенного бабла? Их ничему не научило решение о проведении первой в мире зимней Олимпиады в субтропиках или избрание главным в мире по шахматам гражданина, с именем которого ассоциируются слова "убийство", "тирания" и "воровство"? Гордые бритты не верили собственным СМИ, которые наглядно рассказывали о коррупции в ФИФА? Чего, конечно же, Англии и не простили - предоставив еще одно убедительное доказательство правоты сказанного. И выбрали заявку, патронируемую Путиным, который шумно возмущался "обливанием грязью" и "компрометацией" руководства ФИФА.

Трудно, впрочем, больше скомпрометировать это самое руководство, чем решением о проведении ЧМ в России. И дело не только в отсутствии современных стадионов или нормальных дорог.
Футбол - один из самых "грязных" видов спорта в России, пораженный вирусами коррупции и "договорняков", купленных и проданных матчей и очков

Футбол - один из самых "грязных" видов спорта в России, пораженный вирусами коррупции и "договорняков", купленных и проданных матчей и очков. Российский футбол сегодня – это заранее известные результаты не только отдельных "странных" матчей, но и всего чемпионата, якобы необъяснимые судейские "ошибки" и бешеные деньги, затрачиваемые на покупку легионеров, отсутствие шансов для наших мальчишек играть в составах сильнейших российских клубов и циничная перекупка у Бельгии главного тренера для сборной. И как следствие – непрерывное падение интереса болельщиков к этому плохо разыгрываемому спектаклю. Да и игра сборной, мягко говоря, не впечатляет – дважды подряд она оказалась неспособной пробиться на мундиаль. Теперь в ЧМ-2018 Россия будет участвовать автоматически – как хозяин чемпионата. И не потому ли так рвались его получить – чтобы избавиться от кошмара отборочных матчей?

На все это члены исполкома ФИФА уверенно наплевали (зато решили, что результаты поименного голосования по выбору хозяина ЧМ не будут разглашены: чтобы никто не смог узнать, на кого и за сколько повлияли российские аргументы). И напрасно Transparency International призывала отложить голосование "до проведения независимого расследования предполагаемых фактов коррупции в руководстве ФИФА" – в жизни эта организация не допустит никакого "независимого расследования": кто же станет плевать в колодец, из которого пьет? Недаром ФИФА с упорством носорога отказывается ввести видеоповторы во время футбольных матчей – одного из самых надежных способов борьбы с "заказным судейством" и футбольной коррупцией.

Решение ФИФА многие (в том числе и некоторые российские представители) уже называют политическим. А как еще его расценивать, если не как очередной акт позорной политической поддержки мировым сообществом путинского режима, который поможет ему усилиться, ничего в стране не меняя?

Впрочем, если этому режиму простили задавленную в собственной стране демократию, политические репресии, растоптанные конституционные права и свободы, агрессию против Грузии и фактическую аннексию части ее территории – почему бы не дать ему провести футбольный чемпионат? Под лицемерным предлогом "необходимости развития футбола".

О том, что на проведение ЧМ-2018 Россия потратит 10 миллиардов долларов, Владимир Путин уже заявил. Наверняка потратят куда больше – на путинский пиар у нас денег не жалеют, вот только заплатим за него мы все как налогоплательщики. "Победа российской заявки усилит позицию спорта и здорового образа жизни в стране", - радуется министр финансов Алексей Кудрин, а помощник президента Аркадий Дворкович (тот самый, что совершенно бескорыстно продавливал избрание Кирсана Илюмжинова главой ФИДЕ) призывает "обойтись без откатов". Какое "усиление здорового образа жизни" – строительство десятка суперсовременных стадионов, где в форме российских клубов будут играть миллионеры с иностранными паспортами? Что касается откатов, то это даже не смешно, а грустно.

В одном, впрочем, путинская власть бессильна. За деньги можно купить игроков, матчи и даже весь чемпионат России. Но ни за какие деньги нельзя научить играть в футбол – сколько бы не хвастался глава РФС Сергей Фурсенко, что Россия выиграет футбольный чемпионат-2018.

"Когда СССР станет чемпионом мира по футболу?", – спросили как-то у великого Пеле. Ответ известен: сразу после того как Бразилия станет чемпионом мира по хоккею.

* * *
Наша страна, принимая крупные мероприятия, на мой взгляд, совсем забыла о массовом спорте и здоровье нации и поэтому строить простые и доступные спортсооружения не собирается

Виталий Молчанов, бывший тренер по самбо и дзюдо из Рыбинска пишет в болге на сайте радио "Эхо Москвы":

Весь футбольный мир в восемнадцатом году приедет в Россию. Всё здорово! Мы победили! Новые большие деньги, прекрасные современные стадионы и скорее всего немалые откаты для чиновников. Футбольные клубы начнут под мировое первенство из всех видов бюджетов вытаскивать деньги, оголяя социальные статьи и плюс ко всему "убивая" другие менее "значимые" виды спорта, которые в большинстве своём итак влачат жалкое существование.

У нас в Рыбинске весь спорт сделали платным, многие тренера ходят совершенно обескураженные, но протестовать не решаются, потому что боятся остаться без работы. Наша страна, принимая крупные мероприятия, на мой взгляд, совсем забыла о массовом спорте и здоровье нации и поэтому строить простые и доступные спортсооружения не собирается.

В связи с этим вспоминаю, как наш бывший губернатор г. Лисицын, в очередной раз спасая любимую футбольную команду Шинник, оставшуюся без денег (то ли разворованную, то ли спонсоры отказались), через Ярославскую Думу только со второго раза, взяв депутатов за горло, всё-таки вырвал нужные деньги. Для этого господин Лисицын привлек детей с плакатами, которые встали перед Думой. Буквально через пару недель для этих детей не могли найти средств, чтобы съездить на "Кожаный мяч".

В том же Ярославле, на заседание в спорткомитете, где шёл сыр-бор по поводу выделения на какую-то нужную поездку легкоатлета всего трёх тысяч рублей, попал хоккеист, который сильно удивился, толком не вникнув в суть вопроса, что трёх тысяч баксов ему просто не хватит на бензин, тем самым вызвав смех "сквозь слёзы" у тренеров, живущих в другом финансовом измерении.

* * *

Станислав Минин в блоге на cайте Sports Ru задается вопосом: как, выбирая между Англией и Россией, выбрать Англию? Если это конкурс футбольных культур или инфраструктур, то и правда – никак. Только если "занесли", как говорится.

Но мне кажется, что выбор хозяйки ЧМ – это история про другое. Вот представьте себе, что вы – чиновник ФИФА с большими амбициями. С кем вам будет легче работать над масштабными проектами? С русскими, не ограниченными ничем? Или с англичанами, чьи возможности ограничены всем и всеми? То-то же.

У меня смешанные чувства. Чемпионат мира в России "вообще" – конечно, хорошо, что же здесь плохого? Плохо то, что принять чемпионат хотелось бы в другой стране, а как это сделать – непонятно, никто этого не знает.

Говоришь с коллегами, друзьями, знакомыми о ЧМ в России. Все знают, что распил неминуем. Никто не говорит, что пилить нужно. Но при этом ты понимаешь, что эта очевидность (очевидностью ее делают аналогии) далеко не всеми принимается как аргумент, фактор, сколь-нибудь влияющий на оценку, на эмоции. Через распил власть реализует себя как группу, наделенную силой. Точно так же власть можно реализовывать через групповое изнасилование.

Другими словами, пока мы не получаем чемпионат мира или Олимпиаду, борьба с коррупцией кажется важным делом. А когда получаем, то второстепенным.

Речь не о том, что чемпионат "проведут за наш счет". Это, в общем, нормально, что государство строит за наш счет дороги, гостиницы, стадионы. Пусть оно стимулировано датой, но, собственно, ради этого государство и существует.
В действительности, хочется всего лишь соответствия сумм неким общедоступным стандартам. Если подумать, то это совсем немного, но даже на немногое рассчитывать не приходится

Речь о том, что "наш счет" будет формироваться произвольно: десять туда, два сюда, тридцать пять обратно – и нет ни способа это остановить, ни способа за это наказать.

В действительности, хочется всего лишь соответствия сумм неким общедоступным стандартам. Если подумать, то это совсем немного, но даже на немногое рассчитывать не приходится – и есть мнение, что на это нужно просто "забить", наслаждаясь чемпионатом как самоценным опытом.

Нам (то есть тем, кто принимает у нас решения) свойственна одержимость датами и потребность в суперстимулах. В этом плане с Россией-2018 лучше, чем без России-2018.

Можно, например, сказать себе, что в 2018 год Россия должна войти без договорняков. Но вспомните, сколько говорилось о странных матчах в этом сезоне. И сколько было расследований? Сколько дисквалификаций, сколько случаев понижения в классе? Кажется, ни одного. Нет расследований – нет проблемы. По аналогии, нет дела – нет преступления. Решить задачу "Россия-2018 – без договорняков" просто, потому что эта задача официально-статистическая, и искоренить такой подход за восемь лет не удастся, как не удастся остановить распилы.

Можно сказать себе: большинство наших клубов – "крепостные театры". В значительной части это дело государства. Чтобы клубы становились бизнес-проектами, чтобы это стало нормой, частный бизнес должен, по крайней мере, зажить нормальной жизнью. В условиях "заносов", "откатов" и проч. это видится затруднительным, а на эти условия мы "забиваем", не так ли?

Клубный маркетинг не организует потребителя, не создает его, и поэтому все слова о том, что условный Томск или условный Ростов-на-Дону не переживут без футбола, пусты. Связь между футболом и болельщиком в России условна, и в этой среде стадион XXI века – повод для частичной модернизации территории, только и всего. И в сухом остатке – только она, нефутбольная модернизация. "Был чемпионат мира? Ага! Нам под это дело построили дороги, у нас теперь есть скоростной поезд. А стадион? Там Билан поет".

Наверное, можно ожидать, что перспектива ЧМ-2018 окажет благотворное воздействие на сборную России. Ее главная проблема – низкий уровень конкуренции, и вот теперь молодые ребята начнут "грызть землю", чтобы "попасть в ту самую команду, которая покроет себя славой". В это хочется верить, потому что внезапные системные скачки – это именно предмет веры, а амбиции молодых игроков в России довольно быстро получают материальное удовлетворение.

Понятна радость коллег: что греха таить, и я бы не отказался от интересной работы на чемпионате мира.

Просто, набрасывая ту самую схему, о которой говорилось выше, понимаешь, что Россия – страна не вполне футбольная. То есть, нет, конечно, у нас куча клубов. У нас возле бара "Кружка" на Мясницкой по воскресеньям стоят болельщики и ругаются матом. Мы страна правой ноги Аршавина и левой ноги Аршавина, а блоги футбольных комментаторов читают тысячи человек. Но все это без толку, потому что в Саранске, Махачкале или Ярославле люди могут ходить на футбол, а могут и не ходить. Могут копать, могут не копать.

Это будет праздник, о котором останутся воспоминания. Лишь воспоминания.
XS
SM
MD
LG