Ссылки для упрощенного доступа

Уильям Браудер - о виновных в смерти Сергея Магнитского


"Черный список" фамилий тех, кто, возможно причастен к похищению 5,4 миллиардов рублей из российской казны
"Черный список" фамилий тех, кто, возможно причастен к похищению 5,4 миллиардов рублей из российской казны
16 ноября исполняется ровно год со дня смерти Сергея Магнитского, юриста фонда Hermitage Capital. В годовщину этой даты СКП, устами своего официального представителя Владимира Маркина, сообщил, что следствие усмотрело противоречия в заключениях экспертов о причинах смерти Сергея Магнитского, поэтому назначена и проводится дополнительная экспертиза.

В то же время исполнительному директору инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру следственный комитет при МВД предложл добровольно возместить бюджету недоимку в 500 миллиардов рублей - именно такую сумму, по мнению следствия, казна недополучила в результате уклонения от налогов.

Уильям Браудер весь последний год ведет кампанию с целью привлечь виновных в смерти Магнитского к ответственности. О том, что удалось сделать за это время, он рассказал в интервью Радио Свобода:

– Для меня было шоком то, что в России всеми способами пытаются скрыть обстоятельства смерти Сергея Магнитского, для того, чтобы не привлечь к суду причастных к этому людей. В то время как реакция международного сообщества на известие о смерти Магнитского в СИЗО была исключительно жесткой. Были предложены разнообразные способы давления на тех людей, которые повинны в этой смерти – отказ в визах, финансовые санкции и другие меры. Все это, конечно же, происходит именно из-за того, что найти справедливость в России не удается.

– Насколько близки эти страны к тому, чтобы претворить санкции в жизнь?

– Наиболее далеко процесс зашел в Соединенных Штатах. В палату представителей и в Сенат представлен проект закона, который называется "Справедливость в отношении Сергея Магнитского". Цель этого закона – ввести визовые и финансовые санкции против всех тех, кто участвовал в незаконном задержании, пытках и смерти Сергея Магнитского. Эти санкции распространяются как на офицеров МВД, непосредственно причастных к делу, так и на членов их семей. Этот законопроект сейчас находится на рассмотрении обеих палат Конгресса США, и голосование по нему состоится в ближайшие месяцы – это зависит от расписания слушаний в Конгрессе.

Аналогичные слушания недавно прошли в Канаде. Мы также находимся в тесном сотрудничестве с подкомитетом по правам человека Европарламента, где в ближайшее время будет принята резолюция по этому вопросу. Еще одной страной, принявшей меры против лиц, замешанных в этом деле, является Польша – член Шенгенского соглашения, и министр иностранных дел страны уже заявил, что если США введут визовые санкции, то их примеру последует и Польша. Это будет иметь серьезные последствия, потому что если одна страна Шенгенской зоны отказывает в предоставлении виз определенным лицам, то этот запрет распространяется на всю Шенгенскую зону.

– Вы сказали, что в России для вас была откровением попытка скрыть обстоятельства смерти и дело Сергея Магнитского. В чем, по вашему наблюдению, это выражается?

– Самый шокирующий пример – День милиции. Накануне этого дня Министр внутренних дел решил наградить 32 лучших сотрудников. Пятеро из тех, кто получил специальные отличия и награды – это люди, принимавшие непосредственное участие в аресте, пытках и смерти Сергея Магнитского. А именно: Олег Сильченко, следователь, который отказывал Сергею Магнитскому в медицинской помощи, когда тот в ней экстренно нуждался. Майор Павел Карпов, который играл ключевую роль в похищении документов и осуществлении махинации, которую раскрыл Сергей Магнитский. Их начальница Наталья Виноградова. Цинизм достиг такого невероятного масштаба, что министр внутренних дел специально выбрал людей, сыгравших ключевую роль в смерти человека, и наградил их знаками отличия. Это сводит воедино реальную картину.

– Но ведь несколько человек все-таки были уволены после того, как в дело вмешался президент Медведев?

– Это – самое большое заблуждение об этом деле. После того, как умер Сергей Магнитский, были смещены со своих постов 20 сотрудников тюремной охраны. И это связали со смертью Сергея. Но если хотя бы мельком взглянуть на существо этих увольнений, то можно увидеть, что многие из них вообще никакого отношения к Магнитскому не имеют. В списке уволенных есть, например, люди из Коми, Свердловска, Мурманска. Они, физически находясь очень далеко от Сергея Магнитского, не могли иметь к этому делу никакого отношения. 19 из 20 уволенных никогда вообще не пересекались с Сергеем Магнитским. А один человек – начальник Бутырки – просто был переведен на другое место работы. Так что, насколько я вижу, против людей, которые убили Магнитского, никаких санкций не последовало. Более того, официальное расследование пришло к заключению, что он умер "по естественным причинам". Это – одно из самых вздорных заключений, которое можно было сделать. Получается, что тех, кто участвовал в его убийстве, повышают в звании и дают им знаки отличия, а тех, кто ничего общего с этим не имел, увольняют. Это просто пощечина правосудию в России.

– Год назад вы говорили мне, что вы будете отслеживать путь этих 5,4 миллиардов рублей, кражу которых из государственной казны вскрыл Сергей Магнитский. Вы тогда отказались говорить о деталях, заметив, что суммы такого рода оставляют следы в международной банковской системе. Сейчас вы можете рассказать, что вам удалось отследить?

– На данный момент есть два офицера МВД, которые держат в своих руках приблизительно 4,5 миллиона долларов из 230 украденных миллионов. Имена их известны, а документы, подтверждающие их финансовое состояние, находятся в открытом доступе в интернете. Куда делись остальные деньги, и кто их получил, постепенно становится ясно. И если вы наберетесь немного терпения, то в скором времени обо всем узнаете.

– Российские СМИ пишут о том, что Россия включила вас в международный список Интерпола. Но я вижу, что вы прекрасно путешествуете по миру – в Канаде были, в Германии...

– Это неправда, я в российском, а не в международном списке разыскиваемых. Но они могут включать в него кого угодно. Интерпол, как и любая другая международная организация, сразу же отклонит любую просьбу России, поскольку Совет Европы определил, что это – злоупотребление юридической системой в политических целях. Так что меня это не особо заботит. Они могут делать все, что угодно внутри своей коррумпированной системы, но на мне, вне пределов России, это никак не отражается.

Звуковую версию интервью с Уильямом Браудером можно будет услышать сегодня, 16 ноября в программы Ирины Лагуниной "Время и мир" в 22.00.
XS
SM
MD
LG