В понедельник, 25 октября, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова после заседания Госсовета ответила журналистам на вопросы об обязательном пенсионном страховании. Комментируя публикации в некоторых СМИ на эту тему, Голикова отметила, что у правительства "нет планов" сделать накопительную часть пенсий необязательной. "Есть поручение президента разработать долгосрочную стратегию развития пенсионной системы, министерство оценивает разные предложения, завтра никто решение принимать не будет", - сказала Голикова.
Владимир Кара-Мурза: По итогам сегодняшнего заседания президиума Госсовета, посвященного социальной политике в отношении граждан пожилого возраста, президент Медведев поручил в течение полугода подготовить и внести в Государственную думу новую редакцию закона о социальном обслуживании населения. "Вопрос об увеличении пенсионного возраста в правительстве не обсуждается", - заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Президент Медведев напомнил участникам заседания, что "в нашей стране проживает более 30 миллионов пожилых граждан, то есть пятый россиянин. И надо сделать все, чтобы их условия жизни в городе и в сельской местности из года в год улучшались". Президент прямо заявил, что "завышение цен на лекарства выглядят просто аморально, если не сказать преступно". От Медведева поступил целый ряд поручений: навести порядок в деле учета льготников, расширять аптечную сеть, упростить выдачу рецептов, внедрить удобную форму доставки лекарств на дом, переселить престарелых в современные здания. Президент рассчитывает на действующих бизнесменов. "Нельзя все бремя заботы перекладывать на государство, оно уже принципиально другое", - доказывал он. "Люди должны осознать ,что это задача общественных организаций и бизнеса. Попросить у него деньги на детей легко, а на пожилых не дают, видимо, думают, что никогда не постареют", - сказал президент. О том, чем продиктовано беспокойство Кремля положением пожилых людей, мы сегодня говорим с лидером фракции пенсионеров в партии "Яблоко" Алексеем Борщенко и Павлом Кудюкиным, бывшим заместителем министра труда в правительстве Ельцина – Гайдара, президентом Экспертного фонда социальных исследований, доцентом Высшей школы экономики. Что привлекло ваше внимание в работе сегодняшнего Госсовета, посвященного политике в отношении пожилых граждан?
Павел Кудюкин: Наверное, эта идея, высказанная президентом, о необходимости более активного участия бизнеса в заботе о пенсионерах, вообще о лицах престарелого возраста, прежде всего нетрудоспособных. Идея достаточно спорная, с моей точки зрения. Бизнес платит налоги, в том числе единый социальный налог пока еще, со следующего года будут взносы в пенсионный фонд страхового и накопительного характера. То есть вроде бы с этой точки зрения бизнес свой социальный долг исполняет, как и все мы, как налогоплательщики. Здесь есть действительно проблема, что мало только платить деньги, потому что многиепенсионеры нуждаются в более предметной заботе, не просто выплатить ему пенсию. Есть достаточно много одиноких пенсионеров, при этом с неважным состоянием здоровья, которым нужен повседневный уход, который действительно государство очень часто обеспечить не в состоянии через социальных работников, здесь нужно участие гражданского общества, развитие структур благотворительности. Опять-таки, не столько для того, чтобы давать деньги, сколько для того, чтобы оказывать конкретную помощь конкретным людям. Помочь прибраться в квартире, принести продукты и так далее. Здесь действительно проблема, которую должно решать государство. Но вместе с тем сама по себе постановка, что государство не может все. Да, не может, но есть некий минимум, которого от государства вправе ждать. Поскольку, извините, если государство старается освободиться от своих обязательств, между прочим, конституционных, в конституции записано, что Российская Федерация является социальным государство, встает вопрос, зачем нам такое государство. Если мы платим налоги, мы вправе требовать ответных услуг от государства, в том числе касающихся заботы о престарелых.
Владимир Кара-Мурза: Какие вопросы вы бы поставили на президиуме Госсовета, посвященного пенсионерам, будь вы его участником?
Алексей Борщенко: Первое, я хотел бы чуть-чуть поправить, наверное, помощники президента неправильно подготовили цифру. В нашей стране не 30 с небольшим миллионов пенсионеров, а практически 40. Это ошибка существенная. Я во многом согласен с тем, что сказал коллега на предмет того, что можно отнести к бизнес-сообществу по заинтересованности в повышении пенсий пенсионерам и что нужно делать государству. Я согласен с тем, что нужно больше внимания, чтобы государство уделяло пенсионному обеспечению. Потому что те законы, которые были в свое время, правильные законы, в том числе по льготам, это закон 122, который был отменен несколько лет назад, за который Партия пенсионеров сильно боролась. И на мой взгляд, иногда надо признавать государству свои ошибки и такие вещи возвращать на свои места. Потому что на сегодняшний день каждый пенсионер практически кроме коммунальных услуг из своей пенсии еще процентов 30 платит на медицинское обеспечение, практически государство ничем не помогает. А те, кто производит на сегодняшний день медпрепараты, они этим используются, потому что практически идет бесконтрольно, кто бы что по телевизору ни вещал.
Я бы, может быть это не очень с точки зрения рынка правильно, но тем не менее, я бы вернулся к той самой ренте, о которой говорил бывший председатель Партии пенсионеров Валерий Гартунг, когда мы говорим, что все в России принадлежит народу по конституции, по всем остальным законам, на самом деле народ не пользуется ничем, ни недрами, не имеет никаких доходов, кроме тех, что перерабатываются, добавленную стоимость, платят налоги бизнес-соообщество. Те же самые леса и так далее. На мой взгляд, это одно из самых существенных. Если бы на сегодняшний день пенсионеры узнали, что им возвращаются льготы по медицинскому обслуживанию - это было бы намного полезнее, нежели повышать каждый год или через два-три месяца на двести-триста рублей пенсию.
Поэтому я бы на сегодняшний день вернулся к прожиточному минимуму, несмотря на то, что в государстве не самая легкая ситуация во многих направлениях, будучи сырьевым придатком всего мира почти. Но тем не менее, 4135 рублей минимальная заработная плата, прожиточный минимум - для меня непонятное выражение, что такое прожиточный минимум. Это чтобы человек не умер или чтобы человек смог прожить или просуществовать. Если бы кто-нибудь сказал, что это. Я ни разу за все 10 лет, которые я занимаюсь темой пенсионеров, этого не услышал. Бизнес-элита, да, наверное, может и должна смотреть в сторону пожилого населения России. Но у нее на сегодняшний день другие цели и задачи. И то, что обращает внимание лидер государства, что неужели не думают, что неужели они не думают, что они тоже будут такими - эта проблема не волнует, их старость будет обеспечена задолго до того, что доживут не только до пенсионного возраста, но и их прапраправнукам. Поэтому только государство должно на сегодняшний день заботиться о 40 миллионах человек, которые у нас проживают, если можно так сказать, сводят концы с концами по-возможности на территории всей России.
Владимир Кара-Мурза: Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук, зам директора Института современного развития, признает актуальность темы сегодняшнего Госсовета.
Евгений Гонтмахер: Подготовка к этому президиуму Госсовета началась еще до событий во Франции. Медведев уделяет внимание по очереди разным проблемам, то внешней политике, то обсуждает какие-то экономические вопросы, теперь просто дошла очередь до вопросов социальных. И здесь, конечно, положение пожилых людей вызывает большие вопросы в России. Поэтому к Франции не имеет никакого отношения, хотя, конечно, на фоне того, что во Франции происходит, это очень знаменательно. Между прочим, госпожа Голикова, выступая сегодня на этом президиуме, сказала, что мужчина до пенсии в среднем не доживет три года. Это к вопросу о возможности повышения пенсионного возраста, вообще каких-то изменений в пенсионном законодательстве. Но Медведев, в частности, много говорил о том, что есть проблемы с лекарственным обеспечением, с оплатой коммунальных услуг и так далее. Это действительно очень большая, сложная проблема.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: По итогам сегодняшнего заседания президиума Госсовета, посвященного социальной политике в отношении граждан пожилого возраста, президент Медведев поручил в течение полугода подготовить и внести в Государственную думу новую редакцию закона о социальном обслуживании населения. "Вопрос об увеличении пенсионного возраста в правительстве не обсуждается", - заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Президент Медведев напомнил участникам заседания, что "в нашей стране проживает более 30 миллионов пожилых граждан, то есть пятый россиянин. И надо сделать все, чтобы их условия жизни в городе и в сельской местности из года в год улучшались". Президент прямо заявил, что "завышение цен на лекарства выглядят просто аморально, если не сказать преступно". От Медведева поступил целый ряд поручений: навести порядок в деле учета льготников, расширять аптечную сеть, упростить выдачу рецептов, внедрить удобную форму доставки лекарств на дом, переселить престарелых в современные здания. Президент рассчитывает на действующих бизнесменов. "Нельзя все бремя заботы перекладывать на государство, оно уже принципиально другое", - доказывал он. "Люди должны осознать ,что это задача общественных организаций и бизнеса. Попросить у него деньги на детей легко, а на пожилых не дают, видимо, думают, что никогда не постареют", - сказал президент. О том, чем продиктовано беспокойство Кремля положением пожилых людей, мы сегодня говорим с лидером фракции пенсионеров в партии "Яблоко" Алексеем Борщенко и Павлом Кудюкиным, бывшим заместителем министра труда в правительстве Ельцина – Гайдара, президентом Экспертного фонда социальных исследований, доцентом Высшей школы экономики. Что привлекло ваше внимание в работе сегодняшнего Госсовета, посвященного политике в отношении пожилых граждан?
Павел Кудюкин: Наверное, эта идея, высказанная президентом, о необходимости более активного участия бизнеса в заботе о пенсионерах, вообще о лицах престарелого возраста, прежде всего нетрудоспособных. Идея достаточно спорная, с моей точки зрения. Бизнес платит налоги, в том числе единый социальный налог пока еще, со следующего года будут взносы в пенсионный фонд страхового и накопительного характера. То есть вроде бы с этой точки зрения бизнес свой социальный долг исполняет, как и все мы, как налогоплательщики. Здесь есть действительно проблема, что мало только платить деньги, потому что многие
Если мы платим налоги, мы вправе требовать ответных услуг от государства, в том числе касающихся заботы о престарелых
Владимир Кара-Мурза: Какие вопросы вы бы поставили на президиуме Госсовета, посвященного пенсионерам, будь вы его участником?
Алексей Борщенко: Первое, я хотел бы чуть-чуть поправить, наверное, помощники президента неправильно подготовили цифру. В нашей стране не 30 с небольшим миллионов пенсионеров, а практически 40. Это ошибка существенная. Я во многом согласен с тем, что сказал коллега на предмет того, что можно отнести к бизнес-сообществу по заинтересованности в повышении пенсий пенсионерам и что нужно делать государству. Я согласен с тем, что нужно больше внимания, чтобы государство уделяло пенсионному обеспечению. Потому что те законы, которые были в свое время, правильные законы, в том числе по льготам, это закон 122, который был отменен несколько лет назад, за который Партия пенсионеров сильно боролась. И на мой взгляд, иногда надо признавать государству свои ошибки и такие вещи возвращать на свои места. Потому что на сегодняшний день каждый пенсионер практически кроме коммунальных услуг из своей пенсии еще процентов 30 платит на медицинское обеспечение, практически государство ничем не помогает. А те, кто производит на сегодняшний день медпрепараты, они этим используются, потому что практически идет бесконтрольно, кто бы что по телевизору ни вещал.
Я бы, может быть это не очень с точки зрения рынка правильно, но тем не менее, я бы вернулся к той самой ренте, о которой говорил бывший председатель Партии пенсионеров Валерий Гартунг, когда мы говорим, что все в России принадлежит народу по конституции, по всем остальным законам, на самом деле народ не пользуется ничем, ни недрами, не имеет никаких доходов, кроме тех, что перерабатываются, добавленную стоимость, платят налоги бизнес-соообщество. Те же самые леса и так далее. На мой взгляд, это одно из самых существенных. Если бы на сегодняшний день пенсионеры узнали, что им возвращаются льготы по медицинскому обслуживанию - это было бы намного полезнее, нежели повышать каждый год или через два-три месяца на двести-триста рублей пенсию.
Поэтому я бы на сегодняшний день вернулся к прожиточному минимуму, несмотря на то, что в государстве не самая легкая ситуация во многих направлениях, будучи сырьевым придатком всего мира почти. Но тем не менее, 4135 рублей минимальная заработная плата, прожиточный минимум - для меня непонятное выражение, что такое прожиточный минимум. Это чтобы человек не умер или чтобы человек смог прожить или просуществовать. Если бы кто-нибудь сказал, что это. Я ни разу за все 10 лет, которые я занимаюсь темой пенсионеров, этого не услышал. Бизнес-элита, да, наверное, может и должна смотреть в сторону пожилого населения России. Но у нее на сегодняшний день другие цели и задачи. И то, что обращает внимание лидер государства, что неужели не думают, что неужели они не думают, что они тоже будут такими - эта проблема не волнует, их старость будет обеспечена задолго до того, что доживут не только до пенсионного возраста, но и их прапраправнукам. Поэтому только государство должно на сегодняшний день заботиться о 40 миллионах человек, которые у нас проживают, если можно так сказать, сводят концы с концами по-возможности на территории всей России.
Владимир Кара-Мурза: Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук, зам директора Института современного развития, признает актуальность темы сегодняшнего Госсовета.
Евгений Гонтмахер: Подготовка к этому президиуму Госсовета началась еще до событий во Франции. Медведев уделяет внимание по очереди разным проблемам, то внешней политике, то обсуждает какие-то экономические вопросы, теперь просто дошла очередь до вопросов социальных. И здесь, конечно, положение пожилых людей вызывает большие вопросы в России. Поэтому к Франции не имеет никакого отношения, хотя, конечно, на фоне того, что во Франции происходит, это очень знаменательно. Между прочим, госпожа Голикова, выступая сегодня на этом президиуме, сказала, что мужчина до пенсии в среднем не доживет три года. Это к вопросу о возможности повышения пенсионного возраста, вообще каких-то изменений в пенсионном законодательстве. Но Медведев, в частности, много говорил о том, что есть проблемы с лекарственным обеспечением, с оплатой коммунальных услуг и так далее. Это действительно очень большая, сложная проблема.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.