Ссылки для упрощенного доступа

Дело Ходорковского и Лебедева: нефть старая – сроки новые


Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в суде
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в суде
Гособвинитель на процессе Ходорковского и Лебедева попросил суд приговорить обвиняемых к 14 годам лишения свободы каждого.

Прежде чем приступить к завершению своей части прений и назвать наказание, которое, по мнению обвинения, следует назначить Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, прокуроры многократно повторили, что не обвиняют подсудимых в физическом изъятии нефти, добытой дочерними предприятиями ЮКОСа. Нет, вина Ходорковского и Лебедева, по версии прокуроров, в том, что они приобретали нефть по заведомо низким ценам. Прокурор Валерий Лахтин особо подчеркнул, что государственные обвинители непредвзято относятся к подсудимым, о чем не раз говорили адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. И, по мнению прокурора, на протяжении всех полутора лет, что длятся слушания, защита вводила в заблуждение и суд, и общественность с тем, чтобы сформировать мнение о невиновности бывших совладельцев ЮКОСа. А между тем, отметил прокурор Лахтин, во всех развитых странах наказания за экономические преступления весьма существенны:

– Позиция подсудимых, их защитников и всякого, кто пытается придать такой категории преступлений статус незначительности, не отвечает интересам любого, а также нашего государства, не отвечает интересам потерпевших от преступлений в экономической сфере. Своими вызывающими действиями на всем протяжении предварительного следствия и судебных заседаний Ходорковский и Лебедев дискредитировали законопослушных представителей бизнес-сообщества России перед зарубежными контрагентами.

Позже прозвучали и наказания, которых, по мнению прокурора, заслуживают Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Конечно же, с учетом смягчающих обстоятельств – положительных характеристик подсудимых и наличия на их иждивении несовершеннолетних детей. 14 лет лишения свободы в колонии общего режима – этот срок образовался из частичного сложения максимально возможных наказаний по инкриминируемым статьям ("хищение" и "легализация") и уже отбытого бывшими совладельцами ЮКОСа наказания по первому приговору суда. И, теоретически, если суд пойдет навстречу обвинению, то Платону Лебедеву, арестованному в июле 2003 года, останется сидеть 6,5 лет, а Михаилу Ходорковскому, взятому под стражу в октябре того же года, - семь лет.
Очевидно, что и Ходорковский, и Лебедев уже свое отсидели. Очевидно, что бизнес у них уже отобрали, и вряд ли его будет можно вернуть. Очевидно, что ребята уже потеряли здоровье. Очевидно, что власть демонстрирует и трусость, и слабость

Защита бизнесменов уже заявила, что свое отношение к позиции гособвинителей выскажет в ходе прения сторон. Однако, по словам адвоката Михаила Ходорковского Натальи Тереховой, уже сейчас многое понятно:

– Это политически мотивированное решение. Нефть куплена ЮКОСом – это они говорили на протяжении всех своих прений, и при этом они попросили 14 лет лишения свободы. Логики никакой нет.

Прокуроры просили суд прекратить уголовное преследование Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по обвинению, связанному с хищением акций "Восточной нефтяной компании", сославшись на истечение срока давности по этому эпизоду. Они также отказались поддержать иски потерпевших – таковыми признаны бывшие дочерние компании ЮКОСа "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз", "Томскнефть" и несколько миноритарных акционеров. При этом прокурор отметил, что иски подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Ситуацию прокомментировал оппозиционный политик Борис Немцов:

– Я считаю, что то, что произошло, – уже за гранью добра и зла. Я думаю, что власти сошли с ума, потому что такие сроки не сидят в тюрьме даже убийцы, насильники, садисты и так далее. То есть, власть страдает тяжелой формой ходорофобии. Очевидно, что и Ходорковский, и Лебедев уже свое отсидели. Очевидно, что бизнес у них уже отобрали, и вряд ли его будет можно вернуть. Очевидно, что ребята уже потеряли здоровье. Очевидно, что власть демонстрирует и трусость, и слабость. Полное беззаконие творится в этом суде.

Я считаю, что инициатором всего этого мероприятия является Путин. Медведев один раз совершил самостоятельный поступок – уволил Лужкова. Мне представляется, у него сейчас есть редкая возможность проявить не просто самостоятельность, но еще и благородство, и действительно доказать, что он президент. Для этого ему нужно помиловать Ходорковского и Лебедева. Причем хочу подчеркнуть, что ни по Конституции, ни по российским законам абсолютно не важно прошение Ходорковского и Лебедева – можно без всякого прошения их помиловать и поставить точку.

Я убежден, что если господин Медведев это сделает, то это будет, во-первых, самостоятельный шаг, во-вторых, благородный шаг, исторический шаг – очевидно, что это войдет в историю его президентства. И самое главное – помилование Ходорковского и Лебедева наконец сделает Медведева президентом. Поэтому, понимая, что все это абсурд и все это похоже на государственный садизм, я, тем не менее, считаю, что президент России имеет все возможности и Ходорковского, и Лебедева отпустить, а сам при этом – стать президентом.

По просьбе адвокатов, просивших дать им время для подготовки к прениям, председательствующий Виктор Данилкин объявил в слушаниях перерыв до 27 октября.
XS
SM
MD
LG