Ссылки для упрощенного доступа

Мирное сосуществование отцов и детей с совершенно разными политическими взглядами (Саратов)


О проблеме взаимопонимания между отцами и детьми и лекарстве от нового тоталитаризма.

Ольга Бакуткина: "Мой отец – коммунист". Так называется фильм, победивший в номинации "Дебют" на недавно завершившемся международном телекинофестивале документальной мелодрамы "Саратовские страдания".

Первые кадры фильма. Морозный день. Пожилой человек с красным знаменем греется у вечного огня. Следом зритель видит зал, заполненный молодежью, повторяющей танцевальные движения за молодым человеком на сцене. Герои фильма – отец и сын Ошкины. Старший – возглавляет региональное отделение "Трудовой России", младший – ведет мастер-классы по брейк-дэнсу и хип-хопу, разъезжая с гастролями по всему миру. О героях фильма рассказывают его авторы Григорий Гришин и Ольга Яковлева.

Григорий Гришин: На самом деле, ведь они занимаются одним и тем же делом. Им очень обоим нравится выступать перед людьми, зажигать, вести за собой. Идеология разная, а какая-то генетическая общность – одна.

Ольга Яковлева: Это фильм о двух увлекающихся людях. В своем увлечении они не всегда бывают правы, не всегда их оценки адекватны. Саша, например, почти никакого понятия не имеет о том, чем занимается его отец. Высказывает свои такие оригинальные суждения о единстве хип-хопа и коммунизме, что ваш КПРФ – это все равно, что коммерческий хип-хоп. А вот "Трудовая Россия" – это, наверное, ориджинал. Папа тоже мало что знает о сыне. Он говорит – мой сын чемпион сына. И все. На этом тоже его знания в большинстве своем заканчиваются.

Григорий Гришин: Мне очень важно было, что они отец и сын. Эта генетическая связь присутствует так же, как она присутствует и в историческом плане между предыдущей эпохой и современной. Мне кажется, что тут есть некая символическая связь. Нам ее хотелось увидеть.

Ольга Бакуткина: Кадры идут встык. Революционные марши сменяют современные ритмы. Вот в затрапезной, сохранившей советский облик кулинарии, Виктор Ошкин вручает медаль дряхлому однопартийцу. На столе среди бутылок с водкой и скромной закуской – портрет Сталина. Александр Ошкин делает очередную татуировку, горячо обсуждая ее эстетические достоинства с модным мастером тату. Десяток стариков бережно возлагают гвоздики к заснеженному подножью памятника Ленину. В южной далекой стране толпа девчонок с визгом обступает тренера по танцам в надежде получить автограф.

Два поколения – отцы и дети. Но нет конфликта, нет отрицания идей прошлого, как нет и неприятия образа жизни настоящего. Конфликт невозможен. Герои фильма живут в параллельных, не пересекающихся мирах. Хорошо это или плохо? Надо ли бороться с идеями тоталитарного прошлого? Возможны ли его рецидивы сегодня? Об этом разговор с молодыми зрителями после сеанса. Павел Гельбух, инженер-связист.

Павел Гельбух: В моей жизни существует конфликт отцов и детей. Например, конфликт меня и моей бабушки, замечательной Людмилой Михайловной, кандидата наук. Убежденная сталинистка, которая считает, что во всем виноват Берия. А Сталин белый и пушистый. К сожалению, молодое поколение не читает книги, они не смотрят хорошее документальное кино. По-моему, нужно просто образование повышать в обществе.

Ольга Бакуткина: Евгения Изотова, преподаватель вуза.

Евгения Изотова: Тоталитарный режим выгоден всегда для тех, кто руководит государством. Такая проблема человеческая, где каждый делает нравственный выбор – поддаемся мы, позволяем, чтобы нами руководили, сбивали в стадо или мы как-то сопротивляемся, кто на демонстрацию идет. Пусть как они – смешно и нелепо, но хотя их демонстрация – это тоже против тоталитарного режима сегодняшнего они борются, за какую-то свободу, за право высказать свое мнение. Каждый на своем месте должен пытаться, чтобы этого тоталитарного режима не случилось, чтобы новый Сталин не появился на горизонте. Вот и все.

Ольга Бакуткина: Итоги разговора подводит авторы фильма режиссер Григорий Гришин.

Григорий Гришин: Сохранение семейных связей – это самое малое лекарство от тоталитаризма. Создание групп доверия абсолютного, которое невозможно разрушить любой ложной идеей, навязывающейся сверху, это уже благо. Это то, что мы можем противопоставить тоталитаризму, который будет накатываться на нас волнами всегда.

Ольга Бакуткина: Фильм "Мой отец – коммунист" – рассказ о двух поколениях, о разных мировоззрениях, об отце и сыне, не понимающих, но принимающих друг друга.
XS
SM
MD
LG